Будут ли наши рыбаки ловить сельдь?
Такого накала страстей среди рыбаков из самых разных организаций за двадцать пять лет работы на Дунае я не видел. Еще бы! Сельдь пошла полным ходом, ловилось по несколько сотен штук за притонение, а рыбакам таких организаций как ВРАКП, "Голубая нива", "Факт" органы рыбоохраны запретили ее ловить, и, возможно, этот перечень будет пополняться. Что же происходит?Оказывается, отдел науки, квотирования и лицензирования Департамента рыбного хозяйства выделил для реки Дунай лимит на вылов сельди в количестве всего 100,6 тонны. На основании этого были выданы квоты предприятиям, но так как сельдь пошла очень хорошо, и эти три предприятия выбрали свою квоту, они остались не у дел. Может быть, подумают читатели, под величиной таких точных лимитов стоят какие-то серьезные исследования, и мы достоверно знаем, сколько сельди зайдет с моря в Дунай, и что вылов 107-й тонны навсегда подорвет материнское стадо?
Это совершенно не так. Такими данными по запасу мы не обладали в лучшие советские времена, когда хорошо укомплектованные институты рыбного хозяйства имели значительное финансирование на проведение исследований. Кроме того, основу промысла сельди составляет одна возрастная группа, как правило, это трехлетние особи. У наших частиковых видов рыб - сазана, судака, леща промысел базируется на нескольких возрастных группах. Поэтому уловы сельди очень варьируются в зависимости от урожайности трехлеток и других причин, и такие перепады составляли на украинском Дунае от 20 тонн в 1999 году до 1206 тонн в 1975 году, при среднемноголетнем улове около 400 тонн. Мы уже неоднократно писали, что установление лимитов на лов сельди является большой ошибкой. Для сохранения материнского стада и пропуска к местам нереста достаточного количества производителей гораздо важнее регулировать высоту сельдевых сетей, которая резко возросла. Последние 2-3 года рыбаки даже не на много выше расположенной Кили, не говоря уже об Измаиле, жалуются на резкое уменьшение уловов.
Директор Одесского центра Южного НИИ рыбного хозяйства и океанографии (ЮГНИРО), кандидат биологических наук С.Г.Бушуев рассказал нам, что в этом году они уже не обосновывали лимит, а дали лишь для р.Дунай прогнозную величину вылова сельди - 250 тонн. Однако в Департаменте эту цифру распределили: на Днестр - 90 тонн (хотя больше 20 тонн там никогда не ловили), а остаток - больше 50 тонн - на Черное море (хотя в нем вылавливают не более 3-5 тонн сельди). Остается только догадываться, почему это было сделано.
В своем письме от 30 марта в адрес председателя областной госадминистрации С.Р.Гриневецкого председатель Дунайской ассоциации рыболовецких хозяйств Г.Гончаров подчеркивает, что: "Подобной ситуации в истории рыболовства в данном регионе никогда не было. В случае, если не будут выданы дополнительные квоты, предприятия будут вынуждены приостановить лов и увольнять людей. На просьбу увеличить квоту по Дунаю департамент ответил категорическим отказом". Григорий Кириллович совершенно правильно прогнозирует: "данная ситуация опасна еще и тем, что сельдь будут ловить браконьерским способом, потому что рыбакам нужно зарабатывать себе на жизнь, идя на огромный риск. Рыбодобычу "загонят" в еще большую "тень".
Департамент рыбного хозяйства такими действиями сделал заложником ситуации и местную Усть-Дунайскую морскую конвенционную инспекцию рыбоохраны, в адрес которой мечут громы и молнии как власти, так и рыбаки, и просто дезориентированные жители Вилково. Возникает вопрос, что реально делают, а, главное, могут ли что-то реально сделать местные власти в такой ситуации?
Дунайская сельдь составляет около половины уловов всех видов рыб в реке, а, учитывая ее высокую стоимость, сельдевая путина является основой рыболовецкой отрасли в Придунавье. За ней не надо ходить в моря и океаны, она сама приплывает под наши дома. Разговоры об отмене лимитов на сельдь идут уже давно. В момент подготовки этой статьи начальник рыбинспекции С.Н.Головченко информировал нас, что с 5-6 апреля ожидается снисхождение Департамента рыбного хозяйства и увеличение этого злополучного лимита, но надо ли вздыхать с облегчением и успокаиваться? Может быть, наоборот, имея такой яркий пример абсурдности создавшейся ситуации, ее надо использовать, и необходимо объединиться всем: властям, научным организациям, рыболовецким предприятиям, рыбинспекциям и т.д. И раз и навсегда решить эту болезненную проблему.
А. Волошкевич,
ихтиолог, кандидат биологических наук.
Наша позиция прежняя - сберечь природу для потомков
С момента выхода последнего номера нашей газеты прошло уже три месяца. Как и чем жил в этот период Дунайский биосферный заповедник, какие проблемы решены, а какие возникли - с этими и другими вопросами мы обратились к директору ДБЗ, кандидату биологических наук Александру Николаевичу Волошкевичу.- Александр Николаевич, конечно же, главной проблемой Вашего коллектива, да и не только Вашего, была ситуация, возникшая с различными вариантами строительства судоходного пути Дунай - Чёрное море, в том числе и через гирло Быстрое. Как Вы теперь её оцениваете?
- Наша оценка ситуации не изменилась, наоборот, благодаря поступающей новой информации, ещё больше укрепляется вера в нашу правоту. Публикуемая в этом выпуске газеты статья академика Б.В. Буркинского - ещё одно тому подтверждение. Мы действительно можем выиграть конкурентную схватку у румын, если у нас будет канал вместе с устьевым портом. В варианте же только одного канала этого не произойдёт. Даже в своём, опубликованном уже в январе 2004 года "Заявлении об экологических последствиях", ГП "Дельта-лоцман" признаёт, что 84 % судов по каналу через гирло Быстрое должны составлять иностранные суда, ведь значительных отечественных грузов у нас нет. Иностранным судам путь в Дунай через румынский канал Констанца -Черновода на 350 километров короче. Б.В. Буркинский своими расчетами показывает, что даже если проход через канал по гирлу Быстрое будет полностью бесплатным, планируемым иностранным судам всё равно будет невыгодно проходить через него, совершая такой крюк.
Я уже не говорю о всевозможных отрицательных экологических последствиях, о которых мы рассказывали в прошлом году в номерах нашей газеты. Кстати, те наши новые читатели, которые заинтересованы в детальной информации по этому поводу, могут ознакомиться с ней на WEB-страничке по адресу http://www.seu.ru/projects/dunay/gazeta/, где имеются все номера нашей газеты.
- Но для чего тогда хотят строить этот канал?
- А для чего построили нефтепровод Одесса - Броды, опреснили Сасык, построили Чернобыльскую АЭС, делали крупномасштабные мелиоративные работы на севере и юге Украины, погубившие земли на огромных площадях? Ведь Национальная академия наук Украины (НАНУ) тогда тоже выступала против этих авантюрных планов, которые не имели ни экономического, ни экологического обоснования. Сейчас наши экономисты тоже не могут получить никаких серьёзных экономических обоснований от Минтранса по судоходному пути по гирлу Быстрое. И то, что этот канал ждёт судьба Потапово, Полуночного, Прорвы, не вызывает никаких сомнений, хотя в советское время был и грузопоток, и деньги для дноуглубления и борьбы с дельтообразованием Дуная - самой мутной реки Европы. А это многие миллионы кубометров ила ежегодно. Может, именно они и влекут копателей. Понимает ли это "Дельта-лоцман"? Я думаю, что да. Ведь посмотрите, насколько аргументировано выступал против канала по г. Быстрое нынешний представитель "Дельта-лоцман" в Вилково В.Ф. Прокопенко в газете "Дунайская заря" от 11 декабря 2001 г.
- Но ведь вышел уже 2 февраля Указ Президента Украины по этому поводу и есть заявление Министра транспорта о том, что ко Дню Независимости Одессы 24 августа канал будет сооружён...
- Да, действительно, такой Указ под названием "О расширении Дунайского биосферного заповедника" вышел, хотя ни администрация заповедника, ни НАНУ не только его не визировали, а в своих письмах обосновывали, что такое расширение нецелесообразно. Указом Президента у заповедника не изъято ни одного гектара земли, как это иногда трактуется нашими оппонентами в комментариях к Указу. Президент Украины не может вопреки законодательству Украины делать это. Это прерогатива Верховной Рады согласно статье 150 Земельного Кодекса. Указ Президента в оригинальном виде, а не в комментариях, публиковался в печати, (хотя часто его публиковали и без дополнения №2). И из него видно, что 348 гектаров земли вдоль гирла Быстрое переведены из заповедной в зону антропогенных ландшафтов. Мы выступали против передачи нам 3850 га вершины озера Сасык без изъятия у постоянных пользователей, потому что передача части акватории этого многострадального водоёма таким способом не даёт администрации заповедника реальных рычагов воздействия на ситуацию, которая сложилась.
С другой стороны, в нашем письме еще в октябре 2003 года Министру Минприроды С.В. Полякову (а именно это Министерство отвечало за подготовку Указа) мы категорически выступали против передачи нам острова Стамбульский в постоянное пользование. Он уже находился в составе заповедника без изъятия у пользователей, здесь относительно малое биологическое разнообразие, часто случаются пожары. В этом году около 90 % острова снова выгорело. Однако власти проигнорировали позицию заповедника и НАНУ. Слишком велико было желание изменить зональность вдоль гирла Быстрое и замаскировать всё это декларациями о расширении заповедника. Пытаясь решить одну проблему, они создали другую. Главное, на о. Стамбульском расположено около 300 огородов вилковчан, которые теперь зачем-то переданы заповеднику. Перспектива получения вилковчанами документов на огороды, расположенные на этом острове, лично для меня теперь совершенно неясна, поэтому мы сделали соответствующие запросы в Вилковский горсовет и Килийскую райгосадминистрацию.
- В прессе было много сообщений о том, что строительство глубоководного судового хода Дунай - Чёрное море по гирлу Быстрое начнётся в середине марта, сейчас на дворе апрель, а стройка до сих пор не начата...
- В прессе уже неоднократно назывались разные даты начала строительства, но финансирование не может быть открыто, если до сих пор нет положительной экологической экспертизы. Экспертная оценка, выполненная группой учёных НАНУ (в ее состав входили десятки ученых - академиков, докторов и кандидатов наук), была отрицательной. Тогда срочным образом материалы были переданы на географический факультет Киевского университета, шесть сотрудников которого сделали положительную экологическую экспертизу, а замминистра Минприроды А.В. Гриценко утвердил её, несмотря на то, что в ней был целый ряд нарушений. Благотворительный фонд "Экоправо-Львов" обратился в Хозяйственный суд г. Киева с иском к Минприроде о признании недействительным вывода этой экспертизы. Иск был удовлетворён полностью.
В решении суда, в частности, говорилось и о том, что нарушены права общественности о доступе к информации и участии в процессе принятия решения в вопросах, которые касаются окружающей среды. Ведь будущий канал, согласно Перечню видов деятельности и объектов, является объектом повышенной экологической опасности. Поэтому государственная экологическая экспертиза проводится только после объявления заказчиком через органы массовой информации "Заявления об экологических последствиях".
Безусловно, это правильный и цивилизованный путь, потому что местные жители не должны пользоваться какими-то слухами и устными заверениями. Многие вилковчане, например, спрашивают, правда ли, что порт Усть-Дунайский будет перенесён в черту города? Правда ли, что в нём будут перегружать бокситы и фосфаты прямо в черте города? Насколько будет безопасен пункт регулирования движения судов с радиолокационной станцией в городе Вилково в десяти метрах от портовского дома, если в других местах зона отчуждения превышает 200 метров? Останется ли рыболовство на важнейшем участке - гирле Быстром? И т. д.
- Но опять же, в средствах массовой информации много говорилось о проведенных в Вилково общественных слушаниях по этим вопросам.
- После того, как Украина подписала Орхусскую Конвенцию о доступе общественности к информации, и после того, как недавно вышел приказ Министра Минприроды С.В. Полякова (он зарегистрирован в Минюсте 4 февраля 2004 года), проведение таких слушаний стало обязательным. Тем более в контексте вышеупомянутого выигранного суда. Но наш европейский выбор, как всегда, проходит с азиатским оттенком.
Объявление о слушаниях сделал почему-то не заказчик "Дельта-лоцман", а Вилковский горсовет, сославшись на то, что документы будут у заместителя городского головы А.В. Делюкова. Последний стал утверждать, что документы - это собственность "Дельта-лоцман" и являются закрытыми, только для служебного пользования. Мы написали официальное письмо о ненормальности такой ситуации И.В. Тимошенко и, в конечном итоге, составили акт о том, что документы нам не предоставлялись. Ещё раз подчёркиваю, что тут дело не только в заповеднике как природоохранной организации. Любой житель города Вилково или любой другой гражданин на протяжении месяца с момента объявления о слушаниях имеет право ознакомиться с полным набором необходимых документов. Ещё вечером перед слушаниями на вопрос И.В. Тимошенко, почему заповедник не объявит таких слушаний, я объяснил ему, что они делаются той организацией, которая располагает проектной документацией. До этого общественный совет при Одесском областном управлении Минприроды в лице его председателя - проректора Одесского госуниверситета Романова Ю.С. безуспешно пытался получить документы по каналу у "Дельта-лоцман". Возникает вопрос: что такое опасное скрывается в этих документах (или чего-то существенного не хватает), что их так тщательно скрывают? То, что там нет положительной экологической экспертизы, известно точно, она сейчас только делается опять же в Киевском университете.
Как происходили слушания 3 марта Вы (обращение к корреспонденту) видели сами. Больше 80% зала составляли привезённые из различных городов Придунавья работники предприятий Минтранса. Часть людей имела чёткую установку выступать за гирло Быстрое. Часть присутствующих выступала в целом за канал, но почему именно гирло Быстрое лучше, чем любой из восьми других вариантов, они вряд ли могли бы объяснить. Доводы ряда выступающих были предельно просты - если ты за гирло Быстрое, то значит, ты стоишь на государственных позициях, а если за какой-либо другой вариант - то враг Родины, агент Румынии и т. д. Всё очень просто, приклеивается ярлык, как в 1937 г., и не надо ни о чём думать. Тональность ряда выступлений - как в лучшие советские времена. Привезли даже толпу с огромными флагами, представитель которой отрекомендовался, что они от партий "Собор", Украинских националистов, УНА-УНСО, Украинского казачества. Меня это несколько удивило, потому что летом лидер "Собора" А. Матвиенко был у нас вместе с народными депутатами, и член "Собора" академик К.М. Сытник нас очень активно поддерживает.
Никому другому, даже депутатам горсовета, чьё мнение не совпадало с заказанным, слова не дали. Вспоминались, казалось, навеки канувшие в лету коммунистические собрания. Протокол этих слушаний, который мы запросили, горсовет, как их организатор, отказался предоставить.
Поэтому то, что произошло, ни с юридической, ни с логической, ни с моральной точки зрения назвать общественными слушаниями нельзя. Они просто еще раз очень ярко показали, что Минтранс полностью дирижирует действиями местных органов власти, исходя из своих односторонних оценок и расчетов.
- Что касается заявления об экологических последствиях, то его второй, последний вариант (уже переработанный по сравнению с июльским 2003 года), в январе 2004 года публиковался в "Голосе Украины"... Можете ли Вы его прокомментировать?
- По сравнению с июльским вариантом был учтён ряд критических замечаний и внесено большое дополнение по материалам прошедшего в октябре в Одессе семинара. С последним связана почти детективная история.
Министр транспорта Г.Н. Кирпа 10 июля 2003 г. издал большой приказ, в котором есть два примечательных пункта. Согласно одного, необходимо было организовать проведение научно-практической конференции по определению влияния канала через гирло Быстрое на экосистему Килийской дельты Дуная. Удивительным было то, что в приказе поручалось решение научной конференции согласовать с органами местного самоуправления (я таких прецедентов не вспоминаю), и на неё выделялось 100 тыс. гривень. А отвечал за всё это директор "Дельта-лоцман" В.В. Бездольный. Согласно второму пункту, Килийская райгосадминистрация вместе с Одесской облгосадминистрацией должны были решить вопрос об изъятии у заповедника проток и водоёмов общей площадью 2541 га.
Конференция в Одессе состоялась, причём её участники даже не приезжали на Дунай, их не могли нигде вычислить представители прессы, но, безусловно, они дружно одобрили планы Минтранса. Согласно же Указа Президента Украины от 10 июня 2003 года и соответствующего поручения Кабинета Министров, Министерство иностранных дел Украины пригласило официальных экспертов ЮНЕСКО и Рамсарской Конвенции для изучения вопроса, связанного с проблемой сооружения судоходного пути Дунай - Чёрное море. С определёнными приключениями мы смогли привезти их из Одессы в Вилково для осмотра различных трасс канала (представители Минтранса и представители Минприроды пытались их увезти в штаб-квартиру "Дельта-лоцман" в Николаев). В Одессе и в Киеве эти эксперты встречались с представителями Одесского университета, облгосадминистрации, Кабмина Украины, общественности, Минтранса, НАНУ, получив массу необходимых документов. В результате ещё 23 декабря 2003 года они прислали в Минприроды своё заключение, в котором вариант по гирлу Быстрое был признан самым худшим и бесперспективным, а вариант, предлагаемый НАНУ, в обход активной зоны дельты, наиболее приемлемым. Это заключение находится на официальном сайте Рамсарской Конвенции (www.ramsar.org/index_ram.htm), и желающие могут с ним ознакомиться. Однако это заключение утаили, а 20 января 2004 г. в "Голосе Украины" "Дельта-лоцман" опубликовал заявление своей одесской группы экспертов. Но так как посол Украины во Франции одновременно является представителем Украины в ЮНЕСКО, ему в Париже было официально вручено заключение экспертов, которое стало известно широкой общественности.
Что же касается конкретных последствий строительства для природы дельты, то о главных из них уже говорилось в заключениях учёных. Это изъятие миллионов кубических метров грунта и сброс его в море, ущерб рыбному хозяйству и от гибели кормовой базы рыб, и от гибели молоди рыб, уничтожение кос, основных мест гнездования птиц, неизбежное перераспределение стока и отмирание протоков и ериков г. Вилково, загрязнение нефтепродуктами, шум на многие километры в сердцевине заповедника в связи с необходимостью постоянного углубления морского бара, вырубка деревьев и т.д. и т.п. Поэтому, когда читаешь в газетах бодрые рапорта с различных коллегий, что вопрос решен - при прохождении через заповедник суда не будут давать гудки, и на палубе не будет транслироваться музыка, то я не перестаю удивляться циничности этих заявлений.
- Как развивалась ситуация по другому пункту приказа Минтранса, с протоками?
- Это тоже очень интересная история, но в рамках интервью мы не можем о ней рассказать детально. Приказ Минтранса в отношении проток и внутренних водоёмов выполнялся по схеме, при которой Вилковский горсовет подал в суд на Килийский райсовет о том, что нам неправильно был выдан госакт и требовал передать земли под протоками и водоемами в земли запаса Вилковского горсовета. Состоялось больше 10 заседаний в судах двух инстанций. От Вилковского горсовета на судах присутствовал консультант головы Прокопенко В.Ф. Потом, после его перехода на постоянную работу в "Дельта-лоцман" (что само по себе тоже примечательно), интересы громады Вилково представляли только киевские юристы Минтранса. В решении апелляционного суда от истца фигурируют только они. Читателям будет, наверное, любопытно, что один из этих юристов - А. Мамула представлял не только Вилковскую громаду. На суде в Киеве по экологической экспертизе у него была доверенность, подписанная лично Министром С.В. Поляковым о том, что он представляет ещё и это ведомство. Другому - Ю. Сливчуку - министр Г.Н. Кирпа как раз и поручал своим приказом отвоевывать протоки.
Суд не смутило то, что с момента получения госакта прошло более трёх лет, то есть, пропущен срок исковой давности. Напомню, что протоки и внутренние водоёмы в составе ДБЗ специально упоминаются в первом же пункте Указа Президента Украины от 10 августа 1998 года. Было много ожесточённых споров по самым разным пунктам, особенно по процедуре согласования акта инвентаризации земель, занятых ДБЗ. Юристы Минтранса утверждали, что печати и подписи мэра Вилково на акте недостаточно, и этот вопрос необходимо было проводить через сессию горсовета. Килийский районный совет и мы поясняли, что решение сессии необходимо только в случае, если бы это были земли в черте города. Указанные же протоки расположены за 20-30 километров от города и находились в ведении Вилковского горсовета, что есть совершенно разные понятия. Так, непосредственно в городской черте находится лишь 466 га земли, а в ведении городского совета находится около 35000 га земель, куда входят земли заповедника, лесничества, ВРАКП (бывший рыбколхоз), порта Усть-Дунайск и т. д. Землями за пределами городской черты распоряжался районный совет, на сессии которого и было принято решение, при чём на ней присутствовали и мэр, и депутаты от г. Вилково.
В конечном итоге суд иск удовлетворил частично. Протоки Вилковскому горсовету не были переданы, что закономерно, потому что река Дунай может быть только государственной собственностью, а не коммунальной. Образно говоря, не может быть Дуная вилковского, лесковского, кислицкого и т. д., но процедура выдачи нам госакта была признана неправильной. Мы не согласились с таким решением, и сейчас это дело принято к рассмотрению Высшим хозяйственным судом Украины.
О многом говорит и следующий факт. Мы с Килийским райсоветом должны были получить на руки решение в апелляционном суде 12 февраля 2004 г. Но уже за день до этого, выступая на коллегии облгосадминистрации, Г.Н. Кирпа поблагодарил суд за правильное решение, сказав, что он уже имеет его на руках, крича при этом, что мы бандиты и т.д. Этот "образец демократии" был продемонстрирован переполненному залу, в присутствии прессы и телевидения!
Я думаю, когда закончатся судебные процессы, можно будет более детально и спокойно рассказать о сути происходящего. Это будет интересно многим, особенно нашим фермерам. Ведь, получая госакт, люди хотят верить, что этот документ является гарантом незыблемости. Именно так, 3 марта 2004 г. высказывался председатель райгосадминистрации И.И. Поджаров, торжественно вручая государственные акты 27-и жителям села Червоный Яр, подчеркнув, что они являются гарантией их будущего, достоянием детей и внуков (см. газету "Наше время" от 12 марта 2004 г).
На самом деле, на примере заповедника мы видим, что это не так. Завтра какому-нибудь министру или другому чиновнику могут понравиться берега озера Китай, и он тоже издаст новый приказ. Ведь прецедент уже есть, а гарантии, что не будет новой земельной революции, нет. Почитайте многочисленные публикации о том, как сейчас стремительно идёт приватизация ценных живописных уголков Украины. И у многих разгораются глаза, когда они видят обширные участки неприватизированного заповедника.
Однако страшного ещё ничего не произошло, мы опираемся на Указы Президента Украины, а наша территория является землями природно-заповедного фонда с вытекающими отсюда последствиями. На Украине ещё очень много организаций вообще не имеют госактов на землю, его никогда не имело вилковское лесничество - наш самый крупный землевладелец. Насколько мне известно, лишь несколько жителей Вилково имеют такой документ на свои личные земельные участки, хотя во многих придунайских районах такие работы начаты раньше и процент получивших госакт намного больше. Пользуясь случаем, зная и прогнозируя будущую ценность участков в нашем крае, я бы все-таки рекомендовал жителям такие документы делать.
- Чувствуется, что заповеднику приходится сейчас нелегко...
- Да. Не имея сильных аргументов, наши противники используют самые грязные технологии - клевету, дезинформацию, ложь, подкуп, подстрекательство местного населения, административное давление, организацию заказных жалоб и проверок по ним, всевозможных заказных статей и телепередач. Конечно, по наиболее явной клевете можно подать в суд, и такой положительный опыт по защите чести и достоинства нашей организации мы уже имеем. Однако мы обязаны сейчас сосредоточиться на главном - не дать разорвать на куски заповедник с последующей передачей его в частные руки, а с клеветой можно разобраться потом. Ведь срок исковой давности по таким делам - три года. Мы абсолютно уверены, что если мы не удержим позиций, то такой обвал начнётся и в других заповедниках Украины, менее защищённых и менее известных, то есть мы действительно являемся "экологическим Сталинградом".
- Есть ли у Вас конструктивные планы на этот год, не связанные с каналом?
- Безусловно, есть. Радует рост туризма в дельте Дуная, причём вся эта история с каналом попутно сыграла роль большой рекламы для заповедника. Главное, на чём хотелось бы сосредоточиться, это использование ресурсов толстого тростника, который не годится на укладку крыш и не уходит на экспорт. Его запасы в дельте составляют около 80%, а на придунайских озёрах ещё больше. Актуальность этой задачи вызвана несколькими причинами.
Во-первых, в Западной Европе стал падать спрос на тонкий тростник, эти страны переживают не лучшие времена. Резко возросла стоимость транспортных перевозок, и, например, находящаяся вблизи Западной Европы Венгрия, как поставщик тростника оказалась в более выгодном положении, во-вторых, в огромных массивах неубранного тростника рано или поздно происходят губительные пожары, как, например, в этом году (краткая информация о них помещена в этом номере). В-третьих, грамотно организованная уборка тростника очищает экосистему от накапливающейся в ней избыточной органики и различных вредных веществ. В четвёртых, если уже сейчас количество рабочих мест во время сезона уборки тростника достигает тысячи, то можно только представить, сколько рабочих мест можно организовать в регионе с его огромными массивами толстого тростника. Мы уже несколько раз подступались к этой работе. К сожалению, длительная война, связанная с проблемой канала, не даёт возможности сосредоточиться на этом большом конструктивном деле. Есть и другие большие задумки, и мы о них еще расскажем.
- Что бы вы хотели сказать в заключение?
- Я хотел бы поблагодарить свой родной коллектив за его стойкость в этой трудной ситуации, поблагодарить за поддержку Килийский районный совет, Национальную академию наук Украины, многочисленные украинские и международные организации, просто неравнодушных людей, поддержка которых, тысячи и тысячи писем и телеграмм в наш адрес, просто тёплые слова при встречах помогли и помогают нам в этот судьбоносный для заповедника период.
Записал А.Н. Кольяков
Сохраним ли плодородие украинских черноземов?
С каждым годом нас все больше поражают возникающие погодные аномалии, и все чаще мы слышим "небывалая засуха..., небывало низкий уровень воды ... (на Дунае), небывалое наводнение...(в Европе), небывалые снежные заносы...(в Африке), небывалые ураганы (в Украине)" и так далее. Все эти явления, а также возрастающая контрастность климата во всем мире с его резкими скачками температур, пагубно воздействующими на здоровье человека - результат его "разумной" деятельности.Все это можно было прогнозировать, и это было спрогнозировано еще в 50-е годы прошлого столетия учеными-экологами США. В стране, в которой экономический подъем на том этапе был напрямую связан с сильнейшей эксплуатацией природных ресурсов. Хищническое уничтожение лесов, загрязнение водоемов и почв привело к нарушениям растительного покрова, обуславливая все последующие негативные изменения в экосистемах.
В настоящее время Соединенные Штаты практически законсервировали многие свои шахты и нефтяные скважины, древесину предпочитают закупать у менее развитых стран, вкладывают огромные средства в сохранение природных территорий и реставрацию ранее нарушенных. Обычной практикой стало, когда за счет американских налогоплательщиков финансируются проекты сохранения наиболее ценных природных территорий не только на Американском континенте, но и в других уголках Земли. И не только потому, что это богатая страна. Техногенные катастрофы, возникающие на одном полушарии Земли, существенно сказываются на втором, и это понимают уже многие.
Мы все знаем, что экономический прогресс человечества напрямую связан с эксплуатацией природных ресурсов. Но они не беспредельны. Выход для всего населения мира в ограничении потребления не возобновляемых ресурсов путем создания энергосберегающих технологий и бережном отношении к возобновляемым ресурсам. На первый взгляд для нашего региона наиважнейшими сегодня являются ресурсы тростника и рыбы. Однако статья не о них.
Мало кто из нас задумывается о прописных истинах, известных каждому школьнику, о взаимосвязи "почва-леса-вода". Академик Национальной академии наук Украины К.М. Сытник считает, что в этой цепочке центральное место занимают именно ЛЕСА "ибо только они способны регулировать водный режим, сохранять бассейны водоемов от замывания и загрязнения, охранять наши черноземы от засухи и сопутствующей ей ветровой эрозии". По сути, леса и полезащитные лесопосадки Украины призваны оберегать мировые черноземы, так как около 40 % их находятся именно в Украине.
По подсчетам академика Виноградова А.П., лес продуцирует более 60% биологически активного кислорода и только 40 % - растения морей, океанов и культурная растительность полей и садов.
Лес очищает воздух от пыли на поверхности листовой пластинки и с дождевой водой переносит ее в почву. Один гектар леса за год может осадить из воздуха до 70 тонн пыли.
Лес регулирует интенсивность снеготаяния и уровень воды в реках, стабилизирует состав воздуха, снижает скорость ветра, поглощает шумы.
Многие лесные растения выделяют фитонциды, которые подавляют развитие болезнетворных микроорганизмов и тем самых оздоровляют воздух.
Лес и специально создаваемые лесные полезащитные полосы помогают земледельцам выращивать урожаи, особенно в степных и лесостепных районах, где нередко случаются засухи и распространены ветровая и водная эрозия.
Можно перечислять еще много других полезных свойств леса...
Но с каждым годом все больше исчезает этих климатических стабилизаторов, как в мире, так и в нашем регионе.
Природные леса в наших краях были уничтожены много веков назад. Не зря в летописных сведениях эти земли назывались сначала скифской пустыней, с приходом гетов - гетской пустыней, а в период властвования Османской империи - бессарабские земли назывались Буджаком. У А. Скальского можно прочитать такие слова "Жителями буджакских степей были хищные звери и стаи птиц, которые скрывались при появлении человека. Человек страшился долго оставаться в этой пустыне. Человек здесь был временным гостем". Рассказывая о растительности, автор упоминает "степное разнотравье с обилием бурьянов и редких кустарников".
Длительное время эти земли не были заселены, и почвы были практически бесплодны из-за недостатка влаги в них. Лишь с начала 19 века люди, бежавшие от крепостников и турецкого ига из разных стран в поисках мест благоприятных для жизни, заселили эти места и вернули им плодородие с помощью лесонасаждений. Вспомним историю края 19-20 века - историю возвращения жизни в безводных причерноморских степях.
Полезащитное лесонасаждение в причерноморских степях связано с именем Виктора Петровича Скаржинского (1787-1861), который в 1825 году в своем имении Трикраты Херсонской губернии осуществил первую посадку древесных пород. Посадочный материал был им любовно выращен из семян акации, кленов и тополей, а также желудей дуба. Для этого было потрачено много сил и средств. Все, знавшие Скаржинского, отнеслись к его затее как к безумной, и считали что "богач на ветер деньги бросает, видно, девать их ему некуда". Но, получив саженцы, он стал обсаживать ими овраги, создавая запруды. В них собиралась весенняя талая вода, которую использовали для полива новых плантаций сеянцев деревьев и для ухода за саженцами в период летних суховеев. Постепенно за 5 лет у него зашумел молодой лес.
Окрыленный первыми успехами, Виктор Петрович стал расширять площади древесных насаждений. К 1853 году в его имении было посажено леса на площади более 400 га в виде полезащитных ленточных лесопосадок. На своих полах он стал получать стабильные и высокие урожаи зерновых. С 40-х годов 19 столетия созданием полезащитных лесополос стали заниматься и другие помещики. Идеи Скаржинского быстро распространялись, но научные основы защитное лесонасаждение получило лишь в начале 20-го столетия. Именно тогда стали создаваться лесничества, которым было определено в качестве главной задачи - создание почвоукрепляющих древесно-кустарниковых насаждений. Уже в 1911 году было создано Вилковское отделение лесничества Измаильского уезда.
Таким образом, к середине 20-го столетия причерноморские земли от Днепра до Дуная стали наиболее заселенными и плодородными, а уже с 70-х годов эти территории становятся важнейшими житницами Украины. В статье "Что мы оставим своим потомкам" ("Дунайская зоря" от 29 января 1999 года) я писала, что, по данным ученых, для обеспечения полезащитных функций лесопосадки должны составлять до 1,5% от площади пашни. При этом урожайность на защищенных лесополосами полях на 20-25% выше, чем на участках открытой степи при одинаковых погодно-климатических условиях.
Наше поколение не знакомо с черными бурями, зато мы хорошо помним, как во время различных "субботников" сажали деревья. Я до сих пор радуюсь, проезжая мимо лесопосадки, выросшей из деревьев, высаженных мною и моими друзьями-одноклассниками. И как больно смотреть на те, которые уничтожены, и никто не пытается их восстановить.
Вернемся к фактам. В архивных материалах можно найти сведения о 21 неурожайном годе на территории Украины за период с 1799 по 1856 годах, то есть, каждый третий год был неурожайным. С созданием полезащитных лесополос эта статистика несколько более радостная: неурожайные годы следовали за годами черных бурь в 1877, 1892, 1928, 1946, 1953 и 1960 гг. По подсчетам А.В. Вознесенского, в период наибольшей в прошлом столетии черной бури в 1928 году, охватившей территорию в 400 тыс. квадратных км, было снесено 200-250 кубических метров на 1 га плодородного верхнего слоя почвы, содержащего 10 % гумуса, а со всей территории эта цифра составила около 15 млн. тонн плодороднейшей земли. На его восстановление на этой территории должно было пройти не менее 10 благоприятных лет.
После последней черной бури был осуществлен целый комплекс мероприятий по предотвращению в будущем их возникновения, создана Программа создания полезащитных лесополос и противоэрозионной защиты полей, укрепления склонов и облесения оврагов. Таким образом, только в Одесской области к середине 70-х годов лесными полезащитными полосами было занято более 25 тыс. га пахотных земель. И тем, что наше поколение не знало, что такое голод - мы обязаны скромным ЛЕСОПОЛОСАМ.
Сейчас они уничтожаются!!! Новое поколение смело берет топор или бензопилу и пилит деревья, которым по 50-60 и более лет. И на этом месте деревья уже не восстановятся, так как следом идет скот, выедающий слабую поросль. Картина, которую я наблюдала в окрестностях сел Фурмановка и Новоселовка Килийского района, навела меня на мысль о том, что, не в уничтожении ли лесопосадок кроется загадка исчезновения влаги в 2003 году? А необычные климатические проявления последних лет? После сильных зимних снегопадов в январе-феврале 2003 г. и достаточно обычной весны вдруг небывало низкий уровень воды в Дунае! Ведь специалисты Измаильской гидрометобсерватории так и не смогли дать ответ, куда подевалась вода с верховьев Дуная, затопившая пол-Европы и не дошедшая до нас даже в виде паводка.
А снежные заносы отдельных участков трассы в конце января 2004 года. Что явилось их причиной? Ведь практически в десятках метров от 2-х и более метровых заносов земля была без снежного покрова. Конечно, был сильный ветер. Но раньше сильные порывы ветра гасились полезащитными лесополосами. Именно они играли стабилизирующую роль в сохранении влаги, и, в конечном итоге, плодородия почв. В условиях юга Украины, где испарение в два и более раз превышает количество выпадающих осадков, крайне важно их равномерное распределение и сохранение. И в этом основная роль лесопосадок.
Наблюдения показывают, что наиболее сохранившимися остались лесопосадки вдоль трасс и вдали от населенных пунктов. Причем, они значительно изменены, прежде всего, стали одноярусными, одно-двух, реже более полосными и сильно разреженными, а выпас скота сделал их подобием парков. В результате они уже практически не выполняют возложенную на них функцию. В таких лесопосадках можно отдохнуть в тени деревьев, но ожидать, что они удержат сильные порывы ветра, снег или пыль, уже не следует. Так что не следует быть провидцем, чтобы говорить о грозящих нам и все приближающихся катастрофах.
Но не только человек с топором виноват в исчезновении лесопосадок. Некоторые пилили уже высыхающие деревья. И этому повинен также человек. Как часто мы видим обгоревшие летом деревья? Одни горят, потому что пастухи, заботясь о "зеленом" корме для своих буренок и овечек, выжигают пожухшую от летней жары траву. Другие, поджигая лесопосадку, ведут своеобразную борьбу со своими "заклятыми врагами" - грачами. Так поступили, например, фермеры из с. Нерушай Татарбунарского района.
И пылают лесопосадки. И невдомек таким горе-фермерам, что, разрушив птичьи ночлежки, они погубили плодородие своей земли! Ведь большинство старых деревьев, способных выжить при низинном пожаре, давно вырубили, а молодая поросль, обгорев - уже никогда не восстановится!
Давно известен тот факт, что пустыни наступают. Причем пустыня появляется там, где были еще недавно цветущие сады и великолепные пашни. Не допустить превращения в пустыню нашего прекрасного причерноморского края - пока еще в наших силах.
Хочется обратить внимание читателей еще на один факт. Проезжая по территории Херсонской и Николаевской областей, удивляешься сохранившимся в прекрасном состоянии лесопосадкам. Что, там живут другие люди или у них выше благосостояние? Может быть, им не нужны дрова для обогрева домашнего очага и они не идут в лесопосадки? А может быть, у них другой менталитет, как сейчас модно говорить?
Я думаю, что лесопосадки можно уберечь от уничтожения лишь в том случае, если за каждое загубленное дерево или кустарник полагалось бы серьезное наказание, и не только декларируемое, а реальное. Для этого необходим контроль властных структур и природоохранных инспекций. А при распаевывании земли лесопосадки должны быть закреплены за конкретными хозяевами и вынесены в натуру на картографических материалах. За них не должен взиматься налог на землю, но человек должен нести ответственность за их сохранность.
И еще хочется сказать об альтернативных видах топлива, которые ранее широко использовались. Это, прежде всего, растительные остатки сельскохозяйственного производства: кукурузные стебли и кочерыжки, стебли подсолнухов и многое другое. Я помню, как в детстве мы с родителями заготавливали стебли подсолнуха, делали вязанки и использовали для обогрева дома, выпечки хлеба, а иногда и для приготовления пищи. Хорошим топливом является и виноградная лоза, и ветки плодовых деревьев. Все это не сжигалось на кучах в поле или, что еще хуже, в лесопосадках, а бережно собиралось и использовалось в отоплении домов сельских жителей. Но для заготовки этого вида топлива требуется больше затрат времени, а иногда и технических средств. Поэтому Петя, увидев, что Ваня принес домой дерево из лесопосадки и его никто не наказал за это, идет и рубит следующее.... И вот уже срублено последнее дерево. А что нас ожидает в ближайшем будущем - я думаю всем понятно.
Выбор всегда есть. Главное сделать его вовремя и правильно.
Елена Жмуд, старший научный сотрудник Дунайского биосферного заповедника, кандидат биологических наук
Об экономической обоснованности и ведомственном экстремизмей
Работа ученых академического института проблем рынка и экономико-экологических исследований, которая так и называется "Проблемы создания украинского судоходного пути р. Дунай - Черное море".Сегодня мы предоставляем слово директору института, академику Национальной академии наук Украины, доктору экономических наук, профессору Борису Владимировичу Буркинскому.
- В конфликтной ситуации, сложившейся вокруг проекта создания украинского глубоководного судоходного пути Дунай - Черное море, полагаю важным конкретизировать точку зрения НАН Украины. Принципиальной особенностью позиции НАНУ является: во-первых, бесспорная поддержка предложения Минтранса о необходимости создания украинского судового хода в устье Дуная, независимого от политической, экономической и иной конъюнктуры, диктуемой другими странами; во-вторых, недопустимость строительства судового хода через гирло Быстрое, так как он пройдет через заповедную зону Дунайского биосферного заповедника ЮНЕСКО. Кроме того, в этом варианте отсутствуют необходимые экономические, экологические, правовые и международные аспекты обоснования, соответствующие нормам национального законодательства Украины и ее международным обязательствам.
Мы всегда настаивали на том, что только при наличии судового хода, имеющего функциональные и экономические преимущества по сравнению с любым румынским вариантом-конкурентом можно ожидать как увеличения транзитного грузопотока через транспортную сеть Украины, так и перераспределения существующего грузопотока. Информация к сведению: за последние 25 лет учеными были рассмотрены 7 вариантов выходов Дуная в Черное море /Сулинский канал, Прорва, канал Соломоново гирло - Жебриянская бухта, шлюзованый канал из Очаковского гирла в акваторию порта Усть-Дунайск, канал рукав Быстрый - Черное море, канал Старостамбульское гирло - Черное море, канал 10 км-акватория порта Усть-Дунайск/. Подобные крупные гидротехнические сооружения строятся под будущий крупный супер-порт и под перспективу 50 лет и более. В нашем же случае перспектива весьма туманна... На карте видно, что для судов, идущих по Дунаю вверх или вниз выше Черно-Вода, румынский канал Констанца - Черно-Вода отсекает часть транспортного пути по Дунаю, сокращая расстояние перевозки транзитных грузов по реке. Судам, идущим с южного и западного направления, проход по рукаву Быстрый значительно удлиняет расстояние перевозки по сложной речной трассе /350 км/. Как показывают расчеты, это удорожание перевозок не перекрывается даже в том случае, если проход через рукав Быстрый /по нашему каналу/ будет полностью бесплатным. Судам, идущим с северного направления, нет смысла пользоваться рукавом Быстрый, по румынскому каналу они быстрее выходят в море, а это экономит время и затраты. Таким образом, канал по рукаву Быстрый, в основном, будет обслуживать грузопотоки украинских дунайских портов, которые сегодня загружены на 10-15 процентов, так как отсутствует своя грузовая база /проектанты не показывают, за счет чего она будет увеличена/, а российские грузы практически ушли из наших портов. Об отсутствии грузов /Украины и России/ свидетельствует и резкое падение в последние годы судопроходов через канал Констанца - Черно-Вода/. Россия: 2000 г.-187 судопроходов, 2001 г. -165, 2002 г.- 96. Украина соответственно - 173, 124,110 судопроходов/. Из этого видно, что затраты на реализацию судового хода по рукаву Быстрый окажутся невозмещенными. Важно отметить, что все варианты морского судового хода, которые предусматривают использование рукавов реки Дунай, проходящих через его устье, отличаются большой заносимостью, развитием позаустьевых морских баров и необходимостью защиты судоходства по ним, строительством различных форм /шпоры, косы, дамбы и т.п./ морских сооружений, которые все дальше и дальше уходят в море и в конечном итоге не спасают положения. Об этом говорят такие примеры, как Прорва и Сулина. Это исключает возможность портостроения. По названным причинам и еще по одной - прохождение через заповедник - вариант "Быстрый" неприемлем.
Канал Соломоново гирло - Жебриянская бухта свободен от этих недостатков. Он проходит вне устья Дуная, что уменьшает стоки, кроме того, система пропуска через заслонки еще больше снижает вредность водостока. Выход канала в Жебриянскую глубоководную бухту свободен от заносимости морскими течениями. Бухта к тому же пригодна для строительства крупного порта типа Усть-Дунайск, он со временем вполне может конкурировать с Констанцей. Этот вариант, альтернативный тому, который продвигает Минтранс, был обсужден на заседании президиума НАНУ. В принятом постановлении Президиум обратил внимание на недопустимость судоходного пути по гирлу Быстрое и необходимость продолжения работ по разработке ТЭО и научному обоснованию варианта строительства глубоководного судоходного пути Соломоново гирло - Жебриянская бухта, проект которого разработан ПКФ "Проектгидрострой".
- Противники этого варианта приводят аргумент - он требует больших финансовых затрат. Но есть инвестор, почему бы не использовать схему совместного участия в строительстве?
- Истоки конфликта по вопросу решения проблемы судового хода в устье Дуная лежат в отсутствии комплексной межведомственной организации таких работ. Конфликт обусловлен многими причинами: узковедомственным подходом к решению таких сложных проблем, выходящих далеко за рамки отраслевых интересов Минтранса Украины, игнорированием сложившихся правил организации решения таких сложных экономико-экологических и социально-политических проблем, которые не могут быть отданы на откуп какому-либо ведомству, проявлением тенденции экологического эксперимента в различных формах, в том числе и в форме мозговой атаки, направленной на защиту и реализацию хозяйственных проектов заинтересованных корпоративных групп. Характер сверхактивных и ненормативных действий Минтранса по утверждению проекта Дунай - Черное море через гирло Быстрое с оказанием давления на производственные и общественные организации, органы местного самоуправления можно рассматривать как экстремистские антиэкологические действия. Вообще все более актуальным становится вопрос противодействия экоэкстремизму, связанному с заведомо экологически необоснованными и рискованными проектами.
В названной выше работе ученых нашего института звучит тревога по поводу продолжающейся практики принятия решений о строительстве /реконструкции/ хозяйственных объектов, не совместимых со статусом природных систем в зоне размещения, в том числе без должной оценки воздействия на окружающую среду, без всестороннего учета риска возникновения экономико-экологических, социальных и других ущербов. А говоря о необходимости комплексных проработок долгосрочного характера, напоминаем об Указе Президента Украины "О дополнительных мерах по государственной поддержке НАН Украины" /2000г./, в котором на НАН Украины возложена подготовка научных оценок и прогнозов общеполитического, социально-экономического и культурного развития государства, его экологического состояния, разработка ответственных предложений и рекомендаций по этим вопросам; о предложении Кабмина Украины /2000г./ о предоставлении НАН Украины права быть главным центром по проведению научных экспертиз и прогнозных оценок, связанных с разработкой и реализацией общегосударственных народнохозяйственных проектов.
Что же на деле? Противостояние. Высокий дефицит информации, в частности, весьма туманна экономика варианта канала, продвигаемого Минтрансом. Из немногих озвученных на совещаниях цифр, известны, например, такие - канал рассчитан на 72 судозахода украинских судов и 420 иностранных. Вторая цифра весьма сомнительна. Взять расчетную стоимость строительства, так здесь вообще цифры "пляшут". Назывались разные цифры - 120,270,360,144 миллиона гривень. На недавнем совещании в облгосадминистрации прозвучала новая цифра - приблизительно 205 миллионов гривень. Объяснений на этот счет никаких.
Что ж, видимо, это один из тех случаев, когда ученые должны быть честны перед собой. Решение принимает не НАН Украины, но должен быть известен ее взгляд на проблему создания украинского судоходного пути Дунай - Черное море как ключевому вопросу реализации долгосрочной национальной стратегии расширения международного экономического сотрудничества в бассейне реки Дунай и реализации политики интеграции Украины в европейские структуры.
Записала Д. Дукова
Газета "Вечерняя Одесса" от 20.03.04
Канал Дунай - море. Часть 4. Морской Дунай
Устьевая часть рукава Быстрого и прибрежная однокилометровая часть взморья располагаются в зоне строгой заповедности Дунайского биосферного заповедника, в которой в законодательном порядке запрещено всякое строительство - и этот фактор оказался "неожиданным" для разработчиков проекта "Канал по Быстрому". Между экологами и проектантами возникает конфликтная ситуация: Академия наук Украины, в ведении которой находится Дунайский заповедник, заняла оправданно принципиальную позицию против строительства судоходного канала в заповедном ядре биосферного заповедника. А Министерство транспорта Украины, поддерживая заказчика и разработчика проекта - Украинское Дунайское пароходство и ГП "Дельта - Лоцман", готовит проект Указа Президента об изменении границ Дунайского биосферного заповедника с целью вывода гирла Быстрое из зоны строгой заповедности.Но в пылу этой полемики (заповедная или не заповедная зона) разработчиками данного проекта упускаются (сознательно или нет) более важные антитезы.
1). Предлагаемый вариант "Канал по Быстрому" является, по сути, проектом создания временной прорези на баре рукава Быстрый, а не полноценным каналом, потому что без строительства защитных параллельных дамб в устье рукава, исходя из опыта каналов Сулина (в первоначальном виде), Полуночный, Потапово, Прорва, вариант "канал по Быстрому" обречен в ближайшие 5-7 лет на повторение печальной судьбы указанных каналов. Объемы дноуглублений будут расти, возникнет необходимость в строительстве параллельных дамб, что значительно удорожит канал, придется принимать решение о его закрытии. И причина такой печальной, но вполне достоверной перспективы варианта "канал по Быстрому" одна - все реализованные в дельте Дуная проекты морских каналов - румынских, российских, советских, создавались на минимальные начальные капитальные затраты на строительство и прогрессирующие .расходы на эксплуатацию из-за возрастания съемов ремонтных черпаний по поддержанию проектных глубин.
Во-вторых, разработчики проекта "канал по Быстрому" в разделе ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) оценивают возможный ущерб, наносимый природе дельты, прежде всего посредством дноуглубительных работ. Объем этих работ огромный - только разово предстоит изъять и утилизовать (где?) более 7 млн. кубометров илисто- песчаного грунта. Ничего не говорится о дальнейших эксплуатационных черпаниях, а они будут вестись постоянно, и, исходя из опыта Сулинского и Прорвинского каналов, по нарастающей.
Далее - интенсивное судоходство по каналу Быстрый (планируются до 3600 судопроходов в год) наложит полный запрет на промысловый лов рыбы, прежде всего, дунайской сельди и осетровых на взморье, в русле Быстрого, части Старостамбульского и Килийского рукавов.
Из эксплуатации будут выведены до десяти важных рыбопромысловых тонь (участков) - уловы дунайской сельди снизятся не меньше чем на 40%,что отрицательно скажется на местном бюджете и социально-экономической обстановке в Вилково.
Таким образом, вариант "канал по Быстрому" при своих главных достоинствах - экономичности и быстроте выполнения, оставляет больше вопросов, чем ответов. И его реализация может оказаться пирровой победой.
В. Прокопенко
20-й км Дуная
"Дунайская заря" от 11.12.01
Прошли пожары, но их угроза сохраняется
В марте этого года сильные пожары прокатились по дельтовым островам. В период с 14 по 16 марта горел остров Ермаков. В течение 20-22 марта выгорели острова Анкудинов, Песчаный и Стамбульский. Общая площадь выгоревшей территории на острове Ермаков составила около 1,5 тысяч гектаров или 65% площади острова. А на указанных островах ниже г. Вилково пожаром уничтожены тростниковые заросли на площади 4125 га. В ряде мест огнем значительно повреждена древесно-кустарниковая растительность на прирусловых и приморских грядах.В состав выгоревших территорий общей площадью 4125 га вошли земли Измаильского гослесхоза - 1330 га, Вилковского ВРАКП (бывший рыбколхоз им. Ленина) - 1150 га, Дунайского биосферного заповедника (далее ДБЗ) - 1645 га.
Очаги возгорания, давшие начало большим пожарам на островах Анкудинов, Песчаный и Стамбульский, возникли за пределами заповедной зоны ДБЗ, где не существует природоохранных ограничений для прохода и проезда местных жителей. Учитывая, что между заповедной зоной и землями, принадлежащими другим собственникам, нет естественных препятствий (широких каналов, русел реки Дунай и т.д.), которые могли бы остановить распространяющийся огонь, пожары почти ежегодно переходят в заповедную зону и наносят ей ощутимый ущерб. Особенно ранимой в этом отношении является древесно-кустарниковая растительность приморских заповедных кос.
Территории, где прошли пожары, по Указу Президента Украины от 10 августа 1998 года вошли в состав ДБЗ. В соответствии с действующим законодательством выжигание водно-болотной растительности на территориях природно-заповедного фонда (далее ПЗФ) допускается при наличии соответствующих разрешений, которые выдаются областными государственными управлениями Министерства охраны природы при наличии научных обоснований. В 2004 году такое разрешение относительно территорий, входящих в состав ДБЗ, Государственное управление экологии и природных ресурсов в Одесской области не выдавало. Таким образом, всякое выжигание тростника и другой растительности в границах ДБЗ должно рассматриваться как самовольное со всеми вытекающими последствиями. Согласно ст.77-1 Кодекса Украины об административных правонарушениях, самовольное выжигание сухой растительности в границах территорий и объектов ПЗФ тянет за собой наложение штрафа на граждан от 170 до 340 гривен и на должностных лиц - от 1190 до 1700 гривен.
Кроме того, законодательством предусмотрено возмещение ущерба, нанесенного пожарами растительности территорий ПЗФ. В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 21 апреля 1998 года №521, ущерб от незаконного выжигания сухой водно-болотной растительности на территории ПЗФ рассчитывается по схеме: за 1(один) га выгоревшей территории - 20 (двадцать) тысяч гривень. Таким образом, ущерб от пожара на острове Ермаков составил 30 млн. гривен, а на островах Анкудинов, Песчаный и Стамбульский - 82 млн.500 тыс. гривен.
Службой охраны ДБЗ совместно с пожарными (СГПЧ-21, г. Килия) проведено предварительное расследование по фактам пожаров 14-16 и 20-22 марта с.г. Соответствующие материалы переданы в Килийский РО УМВД для установления лиц, виновных в возникновении пожаров. Проинформирована также Килийская райгосадминистрация.
Принимая во внимание сохраняющуюся острую пожароопасную ситуацию на территории Килийской дельты Дуная, администрация Дунайского биосферного заповедника обращается к местным жителям, а также гостям дельты с просьбой быть предельно внимательными и осторожными при обращении с огнем в плавнях. Действующее законодательство в этой части чрезвычайно сурово и никому не позволено его игнорировать.
В. А. Федоренко, зам. директора Дунайского биосферного заповедника по охране
Светлой памяти Яна Баккера
Ушел из жизни светлый, жизнелюбивый человек, мечтавший о том, чтобы наш маленький городок Вилково в дельте Дуная стал похожим на его родной Хитгорн в Голландии. Впервые попав в Вилково в составе делегации мэрии Хитгорна, прибывшей для установления дружеских побратимских отношений между двумя городками, Ян Баккер полюбил нашу природу, местных жителей, и всячески старался укрепить сотрудничество между голландской и украинской "Венециями". Во многом благодаря ему в городе развивался тростниковый бизнес. Но главное, в чем он был глубоко уверен - это необходимость развития экологического туризма в Вилково. И для этого он, вместе с А.А. Галицкой оббивал пороги многих кабинетов, пытаясь создать информационно-туристический центр в Вилково по западному образцу.Он верил, что сможет помочь улучшить нашу жизнь, развивая туристические услуги. Для этого, считал Ян, всего лишь надо показать красоту дунайской дельты, рассказать местным людям о преимуществах туристической деятельности, и тогда поток туристов устремится в Вилково. Каждый раз, натыкаясь на бюрократические преграды, он глубоко переживал, но до последнего дня пребывания на Украине, уже будучи тяжело больным, не оставлял без внимания вопрос выделения помещения и начала работы туристического центра.
В информационно-туристическом центре Дунайского биосферного заповедника можно увидеть фотографии, сделанные Яном Баккером о нашем городе и дельте Дуная. Некоторые его идеи были воплощены при оформлении зала центра.
За короткий период жизни в Вилково Ян успел стать дорогим и близким человеком для многих его жителей. Не зная языка, он, тем не менее, познакомился со многими людьми. Он всегда готов был поделиться своими знаниями и опытом в различных областях. Жизнелюбие Яна и его целеустремленность помогли многим поверить в успех своего дела.
До последнего дня Ян не терял веру в то, что врачи помогут ему поправить здоровье, и он сможет вернуться в Вилково, город, который он называл украинской жемчужиной. Но за неделю до своего дня рождения Ян ушел от нас, чтобы остаться в памяти всех, кто имел радость общаться с ним, кто будет продолжать его дело и, кто верит в то, что Вилково станет одним из самых популярных и привлекательных туристических городов Украины.
Коллектив Дунайского биосферного заповедника