Газета "Дельта и человек" № 20-21 (0020-0021) от 14 декабря 2005 года

Проклятие канала Дунай - Черное море.

8 декабря в УНИАН прошла пресс-конференция на тему: "Что мешает Украине стать экономическим лидером в Балто-Черноморском регионе? Вся правда о канале Дунай-Черное море", в которой приняли участие основные заказчики строительства: директор государственного предприятия "Дельта-Лоцман" Александр Голодницкий и заместитель директора предприятия Николай Щуриков.

На пресс-конференции обсуждались преимущественно экономические проблемы, связанные с каналом Дунай-Черное море. После строительства, продолжавшегося 13 месяцев, были подведены некоторые итоги.

"Можно говорить о том, что план судопрохода выполнен на 57% и план по суммарному модулю судов на 40%. План не был выполнен полностью в связи с форс-мажорными обстоятельствами - на протяжении года произошло три паводка, в связи с чем глубина канала уменьшилась. Кроме того, работы по строительству дамбы были завершены только на 40%. Одной из главных причин того, что пока строительство канала не удалось завершить, является недостаточное и нерегулярное финансирование. Для продолжения работы руководители предприятия "Дельта-Лоцман" были вынуждены обращаться за финансовой поддержкой к частным структурам. Работы проводились немецкой фирмой "Josef Mobius Bau Aktiengesellchaft". К сожалению, не обошлось без простоев, которые были связаны с тем, что украинская сторона не вовремя поставляла строительный материал. Поэтому представители фирмы "Josef Mobius Bau Aktiengesellchaft" требуют от компании "Дельта-Лоцман" подписания документа о завершении работ и выплаты 20 млн. евро в счет оплаты работ и простоев, - сообщили на пресс-конференции украинские чиновники.

Представители "Дельта-Лоцман" сообщили, что они отказываются от выплат компенсаций за простои, потому что считают, что простои происходили не по их вине. На данный момент переговоры между "Дельта-Лоцман" и "Josef Mobius Bau Aktiengesellchaft" пришли к тому, что сейчас немецкая фирма требует компенсации уже не 20 миллионов, а 15, а украинская компания соглашается на 7-8 миллионов. Представители "Дельта-Лоцман" считают, что в конечном итоге компании сойдутся на сумме около 10 миллионов.

На окончание работ по строительству канала Дунай - Черное море без участия немецкой кампании будет затрачено от 19 до 22 месяцев и около 500 миллионов гривень. На сегодняшний день на строительство израсходовано 96 миллионов гривень.

"ОБОЗРЕВАТЕЛЬ"
http://www.obozrevatel.com/list_noimg/autor_3.htm

Сасык: катастрофа продолжается

Президенту України
В.А. ЮЩЕНКУ


Шановний Вікторе Андрійовичу!


Більше шести років Татарбунарська районна рада та районна державна адміністрація від імені громади звертаються до органів влади вищого рівня з проханням допомогти розв’язати проблему, що склалась навколо озера Сасик, яке у 1978 р. з морського лиману експериментально, шляхом зведення дамби, перетворили у прісноводне озеро з метою використання його для накопичення дунайської води та зрошення земель району.

Експеримент не вдався: вода для зрошування не придатна, під загрозою риборозведення, і, що найгірше, - зростає захворюваність серед мешканців прибережних сіл.

Ми неодноразово за ці роки в зверненнях до різних інстанцій (обласної ради, обласної державної адміністрації, Міністерства екології та природних ресурсів України (2003 р.), до Прем’єр-Міністра України (2000 р.)) просили допомогти у вирішенні питання щодо повернення оз. Сасик до природного стану, але питання так і не вирішується.

Ситуація навколо оз. Сасик сьогодні критична: вода в озері не відповідає санітарним Правилам і нормам, забруднена збудниками інфекційних кишкових захворювань, що може призвести до виникнення епідеміологічних ускладнень у районі.

Протягом часу існування Сасикської проблеми було зроблено декілька експертних висновків щодо доцільності подальшого використання озера Сасик як природного.

В останньому висновку, замовленому Міністерством екології та природних ресурсів України (договір № 11/1180/19/2) Українському науково-дослідному інституту екологічних проблем у 2004 році зазначено, що питання з’єднання оз. Сасик з Чорним морем не лише можливо вирішити позитивно, а і необхідно розпочинати виконання робіт негайно!

Шановний Вікторе Андрійовичу!

Просимо Вас посприяти у вирішенні питання з’єднання озера Сасик з Чорним морем і таким чином повернення йому статусу морського лиману.

За дорученням громади Татарбунарського району.

З повагою:

Голова районної ради І.П. Сивоконь

Депутат обласної ради В.Г. Бобіченко

Борисівський сільський голова М.А. Стоян

Лиманський сільський голова А.В. Зенченко

Глибоківський сільський голова Л.М. Райлян


Шумел камыш...а, может, тростник?

Многие люди по незнанию путают и неправильно называют некоторые виды растений. Так, часто мы слышим о заготовке камыша, хотя на самом деле речь идет о тростнике. Или, собирая на Троицу и для сухих букетов растения с темно-коричневыми початками (в народе "пушками") мы также слышим название растения "камыш", хотя это - рогоз. Так что же такое камыш? В чем же различие между этими видами?

Оказывается, под названием "камыш" в народе подразумеваются не только разные виды растений, разные роды, но даже растения, относящиеся к разным семействам. Попробуем определиться в названиях, используя научные характеристики. Начнем с тростника, который в природе наиболее распространен, и в дельте Дуная в народе называется "камышом".

ТРОСТНИК ОБЫКНОВЕННЫЙ, НА УКРАИНСКОМ ЯЗЫКЕ - ОЧЕРЕТ, ПО ЛАТЫНИ - PHRAGMITES AUSTRALIS относится к семейству Злаки (Злаки, Poaceae). Основные характеристики этого семейства: cтебель в виде соломины, цилиндрический (реже сплюснутый), с плотными вздутыми узлами и большей частью полыми междоузлиями, у некоторых видов стебель одревесневший, например, у бамбука. Цветы большей частью обоеполые, в колосках, которые собраны в более сложное соцветие: сложный колос, кисть или метелку. Очень редко соцветие бывает в виде початка (пестичное соцветие кукурузы). Плод у всех злаковых - зерновка.

Стебель тростника обыкновенного с многочисленными узлами и прямостоячими, а при неблагоприятных условиях также с ползучими побегами. Его высота от 0,5 до 5 м и в диаметре 0,2-2,5 см. Листья плоские, жесткие, линейно-ланцетные, серовато-зеленые, по краям остро-шероховатые, 20-50 см длиной, 1-4,5 см шириной. На одном растении развивается от 15 до 22 листьев, которые опадают зимой после первых заморозков. Соцветие тростника обыкновенного - крупная, густая, раскидистая метелка 20-50 см длиной, 10-25 см шириной, с темно-фиолетовыми колосками.

Тростник - многолетнее воздушно-водное растение, возобновляется вегетативно и семенами. Произрастает в поймах рек и на песчаных террасах по берегам водоемов, рек, озер, в плавнях, на болотах и болотистых лугах, в ольшаниках и ивняках, в сырых и мокрых типах дубрав, у выхода на поверхность грунтовых вод или в местах, где близко подходят подпочвенные воды. Корневая система тростника обыкновенного располагается в 50-150-см слое грунта, иногда достигает 10 м глубины. Высота стебля зависит от уровня воды, плодородия грунта.

Тростник - перспективное растение, выполняющее различные функции: техническую (в качестве строительного материала, источника целлюлозы), кормовую, пищевую (корневище и молодые побеги), берегоукрепляющую (для закрепления влажных песков), водоохранную, лекарственную, декоративную, фитомелиоративную. Перспективное растение в качестве природного биофильтра. Служит местообитанием для многих зверей (кабан, ондатра, дикий камышовый кот и др.) и птиц (прежде всего для воробьиных, зимородка, луня болотного и др.). В дельте Дуная сообщества с участием тростника занимают наибольшие площади, а в украинской части дельты они составляют около 70 %. Хотя чистые заросли тростника, без примеси какой-либо другой растительности, составляют не более 15-17 %.

Вторая группа растений, называемых "камышом", является собственно несколькими видами камыша. Камыш, в отличие от тростника, совсем другое растение, и его на территории Дунайского биосферного заповедника встречается 4 вида: камыш озерный (куга озерна или комиш звичайний, Scirpus lacustris), камыш Табернемонтана (куга Табернемонтана, Scirpus tabernaemontani), камыш приморский (куга приморська, Scirpus litoralis), камыш трехгранный (комиш тригранний, Scirpus triqueter). Все виды камыша относятся к семейству Осоковые (Осоковi, Cyperaceae). Основные характеристики этого семейства следующие: стебель 2-3-гранный, иногда круглый без узлов. Цветы обоеполые или однополые, собранные в колоски, которые составляют большей частью сложные соцветия: зонтиковидные, метельчатые или колосовидные. Плод - орешек.

КАМЫШ ОЗЕРНЫЙ: растение с цилиндрическим темно-зеленым стеблем, 50-250 см высотой, 2-3 см в диаметре. Листья чешуевидные, темно- или красновато-бурые, из которых 1-2 верхних иногда имеют короткую узкую пластинку. Соцветие ложнобоковое, сжатое, с малым количеством колосков. Колоски скучены на концах веточек. Цветы обоеполые. Многолетнее воздушно-водное растение, возобновляется вегетативно (корневищем) и семенами. Произрастает по берегам замкнутых и слабопроточных пресноводных, слабосолоноватоводных водоемов, на участках с толщей воды 0,3-1,0 (2,5) м с илистыми, песчаными, илисто-песчаными, реже щебнистыми и торфянистыми отложениями. На мелководьях озер, прудов, реже - рек, на травянистых болотах и болотистых лугах, старицах, понижениях временного затопления, канавах, каналах. В дельте Дуная встречается редко в водоемах-кутах, в подтопленных участках островов в тростниковых сообществах.

Растение используется как кормовое, водоохранное, техническое, декоративное, берегоукрепляющие. Является сорняком рисовых полей. Отличается способностью накапливать тяжелые металлы, токсические элементы и соединения. Перспективно для использования в качестве природных биофильтров, а также укрепления и защиты берегов. Является также перспективным для получения биогаза и органических веществ (спирта, целлюлозы и др.). При массовом расселении оказывает отрицательное влияние на экосистемы водоемов (прудов).

КАМЫШ ТАБЕРНЕМОНТАНА: растение с цилиндрическим, гладким стеблем, до 100-250 см высотой, 1,5 см толщиной, серого или сизо-зеленого цвета, покрытым густорасположенными мелкими темно-пурпурными бородавочками. Соцветие щитковидно-метельчатое, колоски продолговато-яйцевидные, 4-7 мм длиной, красно-бурые, собраны по 3-5 на окончаниях веточек соцветия. Многолетнее воздушно-водное растение. Возобновляется вегетативно (корневищем) и семенами. Встречается по берегам и на прибрежных мелководьях пресноводных и умеренно солоноватоводных непроточных водоемов с толщей воды 0,1-0,5 м, с илисто-песчаными, илистыми, реже илисто-торфянистыми отложениями. Вдоль морских побережий, в прудах, канавах, ручьях, на болотах и болотистых лугах, при непостоянном уровне воды. Растение водоохранное, кормовое, декоративное, техническое, берегозащитное. Сорняк рисовых полей. В украинской части дельты Дуная встречается реже камыша озерного, на постоянно подтопленных солоноватых почвах переднего края дельты.

КАМЫШ ТРЕХГРАННЫЙ: растение с тупотрехгранным, голым, мягким, сизым стеблем, 50(30) - 100(150) см длиной. Листья часто только чешуевидные и лишь 1-2 нормальные до 1-2 см длиной. Соцветие однобокое, с более-менее удлиненными веточками, несущими пучки колосков, в форме головчатого. Цветы обоеполые. Многолетнее воздушно-водное растение. Произрастает по берегам и на прибрежных мелководьях пресноводных и слабосолоноватоводных, с колебанием уровня воды водоемов и водотоков, на глубине 10-50 см и на илисто-песчаных, илистых отложениях, на рисовых полях, в лиманах. Снижение уровня воды стимулирует развитие. Растение водоохранное, кормовое, декоративное, техническое, берегозащитное. В украинской части дельты Дуная встречается реже предыдущих двух видов камыша, в водоемах переднего края дельты, особенно в ее южной части, где вода в водоемах менее соленая.

КАМЫШ ПРИМОРСКИЙ: растение с гладким трехгранным стеблем, 50-120 (150) см высотой, 3-10 мм шириной. Листья голые, гладкие, верхние с узкой, килеватой пластинкой. Соцветия неплотно метельчатые с многочисленными колосками. Колоски красновато-бурые, на ножках. Цветы обоеполые. Многолетнее воздушно-водное растение. Встречается по берегам с грунтовым подтоплением, на прибрежных мелководьях солоноватоводных малопроточных водоемов с колебанием в течение вегетации уровня воды, с толщей воды до 0,8 м, с илисто-песчаными, а также илистыми отложениями. В плавнях на мелководьях лиманов, приморских участков, реже - по берегам водотоков. Растение водоохранное, кормовое, берегозащитное, декоративное. Сообщества вида занесены в списки Зеленой книги Украины. Вид - в списки Бернской Конвенции, категория охраны ІІІ, как редкий исчезающий. В украинской части дельты Дуная встречается в водоемах переднего края дельты в ее северной - северо-восточной части, где соленость воды непостоянна и при нагонных ветрах может достигать 9%. Это преимущественно Соленный кут, Дурной, Таранов и Бадык. В целом занятые им площади очень небольшие и намечается тенденция к их сокращению.

Третья группа растений, называемых в народе "камышом", также встречается на территории Дунайского биосферного заповедника и относится к семейству Рогозовые (Рогозові, Typhaceae). Это рогоз широколистный (рогiз широколистий, Typha latifolia), рогоз узколистный (рогiз вузьколистий, Typha angustifolia), рогоз Гроссгейма (рогiз Гросгеймiв, Typha Grossheimii), рогоз Лаксмана (рогiз Лаксманiв, Typha laxmanii), рогоз малый (рогiз малий, Typha minima). Основные характеристики этого семейства следующие: цветы собраны густыми шаровидными головками или крупными густыми цилиндрическими соцветиями (очень густой колос, в народе "пушки"), однополые. Плод - орешек. Для того, чтобы составить представление читателя о рогозе, дадим характеристику двум наиболее распространенным видам в дельте Дуная.

РОГОЗ УЗКОЛИСТНЫЙ: растение с прямостоячим, неветвистым цилиндрическим стеблем, 100-180 см длиной. Листья узколинейные, цельнокрайние, плоские, зеленые, с хорошо развитой пластинкой до 2,5 м длиной и 6-8 (14) мм шириной. Цветы однополые однодомные, собраны в 2 цилиндрических соцветия - початок. Тычиночные и пестичные соцветия отделены друг от друга промежутком 1(0,5)-10 см длиной, что является определительным признаком этого вида. Многолетнее воздушно-водное растение. Возобновляется вегетативно (корневищем) и семенами. Растет по берегам в местах с поверхностным и грунтовым подтоплением и на прибрежных мелководных пресноводных замкнутых или малопроточных водоемов, в озерах, рукавах, заливах, старицах и руслах рек, болотах, прудах, мелиоративных каналах, затопленных карьерах, на рисовых полях и канавах. Встречаются в водоемах с слабосолоноватой водой, на глубине 0,8-1,5 (3) м, на песчаных, глинистых и торфянистых грунтах. Не переносит длительного осушения субстрата. Полностью исчезает на третий-четвертый год после осушения. Рогоз можно использовать как кормовое, берегозащитное, водоохранное, декоративное, техническое (для получения бумаги, изделий декоративного назначения, изготовления строительных материалов, мебели, производства ткани, целлюлозы, в качестве теплоизоляционных материалов, для производства искусственного шелка), лекарственное (листья, пыльца), пищевое (корневище, пыльца). Сухие корневища пригодны для приготовления спирта. Рогоз узколистный одним из первых заселяет новообразованные участки со свежими отложениями ила. Он принимает активное участие вместе с тростником в образовании сплавин в водоемах. В дельте Дуная его площади произрастания занимают второе место после тростника, однако, его доля в тростниковых сообществах небольшая, чаще всего 1-3 %, редко достигает 30%. Чистые заросли рогоза узколистого встречаются лишь в прибрежной полосе реки на мелководных участках.

РОГОЗ ШИРОКОЛИСТНЫЙ: растение с толстым, цилиндрическим прямостоячим стеблем, 100-200 см длиной. Листья длинные, на всю высоту растения, широколинейные, от 2 до 6 см шириной. Цветы однополые, однодомные. Пестичный початок не отделен от тычиночного, темно-коричневый. Многолетнее воздушно-водное растение. Возобновляется вегетативно (корневищем) и семенами. Растет по берегам на заболоченных местах с поверхностным и грунтовым подтоплением, на прибрежных мелководьях пресноводных замкнутых и малопроточных водоемов с илистыми, илисто-торфянистыми отложениями на глубине 10-20 (50) см. В озерах, рукавах, заливах, старицах и руслах рек, на болотистых лугах, болотах, прудах, искусственных водохранилищах, мелиоративных каналах. Снижение уровня воды до 10-50 см стимулирует развитие. Растение выдерживает непродолжительное чрезмерное подтопление и значительное осушение. Растение можно использовать как кормовое, техническое, пищевое (из корневища можно получать крахмал), пергоносное, водоохранное, берегозащитное. В дельте Дуная встречается реже указанного ранее его родственника, преимущественно в прибрежной полосе водотоков переднего края Дуная. Его легко отличить от другой растительности в период от начала цветения до расселения семян по характерным "пушкам" - коричневым бархатистым на ощупь початкам.

Теперь, ознакомившись с основными характеристиками 3 разных семейств и видов, Вы легко сможете отличить тростник, камыш и рогоз в природе и в быту. Елена Жмуд, старший научный сотрудник, Е.В. Жмуд, инженер I категории Дунайский биосферный заповедник

Начало эпилога: Дунай не терпит ошибок.

Сейчас того, что называется канал "Дунай-Черное море", уже нет. В результате непродуманных действий разрушен Дунайский биосферный заповедник и сфабриковано множество дел против его руководства... Следовательно, пора браться за ум. Пора искать выход из затянувшейся проблемы, в том числе и новый вариант пути р. Дунай-Черное море, поскольку, как справедливо утверждает Министерство транспорта Украины, государство может утратить позиции на Дунае.

Сегодня стоит уже подумать и извлечь некоторые уроки из этой истории.

УРОК ПЕРВЫЙ. Что имеем? Выброшенные на ветер средства, сомнительную репутацию в мире, иллюзии по поводу массовых судопроходов, изменение водного режима и многое другое, чего даже представить не можем, поскольку вмешались в природный гомеостаз, последствия чего способны проявиться лет через 7-10.

На данное время нет противников восстановления полноценного судового хода р. Дунай-Черное море. Подчеркиваем слово "полноценного", ибо то, что происходит теперь, отнюдь нельзя назвать продуманным и аргументированным вариантом. Нет документации и утвержденной сметы строительства, до сих пор нет четкого плана выполнения работ, понимания этапов работ и т.д. Негативные последствия, на которые указывала НАН Украины на протяжении 2001-2004 годов, теперь начинают проявляться. Это прежде всего - постоянно увеличивающаяся заиленность канала, изменение характера водного режима территории, быстрое образование наносов в Жебрияновской бухте, являющейся стратегической, и т.п.

Главный вопрос, который необходимо решить, устанавливая сроки и схемы строительства канала, способного обеспечить судоходную связь Дуная с Черным морем через украинскую часть дельты, - это вопрос выбора приоритетов.

С точки зрения геополитики, такой канал нужен Украине в целом. Однако наряду с главной геополитической задачей необходимо определить, как, где и когда его следует строить. Направлено ли такое строительство на развитие украинского судоходства? Или основная его цель - получение "сверхприбыли"? При этом следует четко представлять, какую цену Украина готова "заплатить" за такой канал, имея в виду сохранение в первую очередь возобновляемых ресурсов генофонда украинского Придунавья и отношений со странами Дунайского региона.

За последних 25 лет были рассмотрены 7 вариантов выходов из р. Дунай в Черное море. Практически по всем указанным вариантам, за исключением уже действующих, полноценные качественные разработки еще не выполнены. При этом следует учитывать: такие крупные гидротехнические сооружения строятся под будущий большой суперпорт и под перспективу на 25-50 лет, весьма еще призрачную, кроме одного - понимания, что для Украины свой выход из Дуная в Черное море крайне необходим. Из этого вытекает целесообразность его строительства в ближайшее время фактически по временному варианту как наиболее дешевому, а не экономически оправданному. Кстати, еще до недавнего времени Министерство транспорта Украины отрицало необходимость строительства нового порта при выборе варианта по устью Быстрое. Теперь он им уже нужен.

При обосновании так называемых дешевых вариантов путей по рукавам Дуная не учитывается основное положение, а именно: выбор варианта гидротехнического строительства должен учитывать перспективный объем транспортной работы и этапное ее освоение. Поэтому, если будет реализован вариант "Быстрое", максимум через 7-10 лет опять возникнет потребность в строительстве долгосрочного объекта (из-за образования значительных наносов и заиленности). Считаем целесообразным провести тщательное обследование территории строительства канала, которая, по нашим данным, до настоящего времени значительно заилилась и имеет глубины до 3,5 м. Именно Министерство транспорта признает, что на протяжении всего периода - от начала восстановления судоходства по ГСХ до потери глубин в апреле 2005 года - объявленная проходная осадка составляла до 5 метров вместо предусмотренных рабочим проектом І этапа 5,85. Министерство транспорта Украины говорит о наличии мощных судопотоков через устье Быстрое, но их нужно сравнивать с аналогичными судопотоками по Соединительному каналу за предыдущие годы, а также с осадкой и типами судов, проходивших по этому каналу. Сам анализ фактического общего количества судопроходов с июля 2004 года свидетельствует, что из 700 судов, о которых повсюду твердят представители Минтранса, с осадкой меньше 3,5 м прошли 547 судов, 4-3,5 м - 132 суда, свыше 5 м - всего 15 судов. Для чего тогда было огород городить? Функционирование так называемого канала продемонстрировало существенное несоответствие плановых показателей с фактическими, план доходов выполнен на 15%.

С самого начала мы указывали на сомнительные схемы финансирования строительства канала, предупреждали, что это может привести сперва к банкротству, а потом и к потере государством прав на этот судовой ход. Яркий пример - содержащаяся в ТЭО строительства и инвестиций схема финансирования строительства канала по устью Быстрое. В ней отмечается, что государство в строительство глубоководного судового хода Дунай-Черное море через специализированное государственное предприятие "Дельта-лоцман" делает безвозвратные целевые капитальные вложения на сумму около 40 млн. грн. В обмен на вложенные средства государство получает в "собственность" канал Дунай-Черное море, который приказом Минтранса закрепляется, опять же, за предприятием "Дельта-лоцман" на правах полного хозяйствования. Почему до сих пор никто не задавался вопросом, как вообще могло случиться, что стратегический судовой ход фактически был отдан на откуп структуре, способной при определенных условиях легко изменить форму собственности?

УРОК ВТОРОЙ. Если скрупулезно рассмотреть проблему украинской части дельты Дуная, увидим, что судоходство на украинском участке р. Дунай практически не прекращалось, поскольку транспортный флот АСК "Укрречфлот", ОАО "УДП" и других украинских и иностранных компаний проходил из Черного моря на р. Дунай и назад через технологический Соединительный канал порта. Порт как украинская конечная точка 7-го транспортного коридора с 1996 года имел возможность пропускать транспортный флот в длину до 100 метров, в ширину до 20 метров и осадкой до 3 метров. В 2000 году был привлечен инвестор для осуществления реконструкции Соединительного канала, после чего он мог выполнять пропуск судов в длину до 120 м, в ширину до 20 м и осадкой 4,8 м. Кроме увеличения параметров судов реконструкция давала возможность довести проходные глубины до проектных, значительно уменьшить заиливание внутренней акватории порта, морского подходного канала и начать строительство традиционного порта с развитой транспортной сетью. Цена реконструкции составляла 3,2 млн. долл. США, а срок выполнения - один год, расчетный срок окупаемости - пять лет. Однако силы, заинтересованные в строительстве нового канала через устье Быстрое, сделали все возможное (и продолжают это делать и дальше), чтобы похоронить действующее предприятие с 25-летним стажем работы на внешнем рынке.

Как мы уже видим, открытие судового хода Дунай-Черное море никаких положительных последствий не дало. За средства, израсходованные на его строительство, можно было полностью реконструировать порт и создать условия для безопасного судоходства на украинском участке р. Дунай. Жизнь доказала, что за 4 месяца после прекращения постоянного дноуглубления на баровой части судового хода были утрачены глубины более чем на 4 метра. Потеря проходных глубин на судовом ходу Быстрое свидетельствует: при выборе судового хода допущена грубая ошибка - дамба, которая должна была защищать судовой ход и которую еще нужно построить, положительного эффекта не даст.

Отсутствие стабильного судоходства в дельте р. Дунай, отсутствие грузовой базы, наличие порта Усть-Дунайск с приписными портовыми пунктами в г. Вилково и г. Килия, ежегодно платящего не менее 432 тыс. грн. в городской бюджет (при том что у порта забрали лоцманский сбор и часть канального сбора), не дают оснований для строительства мифического порта, который, в конце концов, будет заблокирован, как и порты Измаил, Рени, Килия.

На расстоянии 25 км по реке Дунай расположен бывший морской торговый порт, а сейчас Килийский портовый пункт Усть-Дунайского порта. Килийский портовый пункт имеет обустроенную причальную линию, четыре портальных крана, открытые и закрытые складские площади. При портовом пункте построен элеватор, тоже оборудованный глубоководным причалом. В свое время Килийский портовый пункт перерабатывал до 1 млн. грузов в год, а сегодня практически простаивает из-за их отсутствия, частично вызванного и тем, что канал Черное море-р. Дунай по устью Быстрому не способен пропускать суда достаточной грузоподъемности. Таким образом, непонятно, зачем нужен на р. Дунай еще один порт с ограниченными возможностями и без перспективы развития, поскольку уже оборудованные порты не работают на полную мощность?

Перспективы развития в Дунайском регионе могут быть только у глубоководного порта на стыке Черного моря и реки Дунай, который имел бы возможность принимать в своей акватории крупные океанские суда с осадкой свыше 15 метров и вместе с тем речные суда, спроектированные для перевозок по рекам Рейн, Майн и Дунай и не способные выходить в открытое море. Именно таким портом должен был быть Усть-Дунайск. И сегодня самым актуальным вопросом является не строительство очередного порта для небольших судов типа река-море, а реконструкция глубоководного порта Усть-Дунайск.

УРОК ТРЕТИЙ. Министерство транспорта Украины, при содействии бывшего руководства Министерства охраны окружающей природной среды Украины, сооружает глубоководный судовой ход р. Дунай-Черное море через территорию Дунайского биосферного заповедника НАН Украины (устье Быстрое), пренебрегая всеми законодательными нормами и его статусом. За последних три-четыре года разными указами президента Украины и постановлениями правительства полностью изменено состояние заповедной территории, существовавшее до начала строительства канала, в отдельных случаях с нарушением действующего законодательства Украины.

Подчеркиваем также то, что эти роботы ведутся фактически без участия НАН Украины, в подчинении которой находится Дунайский биосферный заповедник (биосферный резерват ЮНЕСКО). Поэтому утверждение об участии ведущих институтов НАН Украины в разработке ТЭО "Создание глубоководного судового хода р. Дунай-Черное море" через устье Быстрое не соответствует действительности. Позиция НАН Украины по поводу строительства канала известна, и она неизменна.

2 февраля 2004 года президент Украины подписал указ № 117 "О расширении территории Дунайского биосферного заповедника", которым фактически было изменено зонирование заповедника и переведено около тысячи гектаров земель заповедной зоны в зону антропогенных ландшафтов с целью учета транспортных потребностей. Переведение части территории из заповедной зоны в зону с менее суровым заповедным режимом действующим законодательством Украины предусмотрено только в тому случае, когда соответствующая территория утратила свои природные качества, которые были основанием для предоставления ей такого статуса. Согласно данным научных исследований, сегодня не существует серьезных оснований для нового перезонирования территории Дунайского биосферного заповедника. НАН Украины проект этого указа не согласовывала. Стоит еще раз вернуться к вопросу о роли Минприроды Украины и отдельных должностных лиц в разработке экологической экспертизы проекта, мониторинга и т.д. В конце концов, разобраться, за что пострадала бывший заместитель министра О.Яворская, одна из немногих в этом ведомстве защищавшая не коммерческие интересы, а природу Украинского Придунавья.

ВЫВОДЫ. Невооруженным глазом видно, что канал по устью Быстрое был хорошо продуманной акцией, которая в конце концов могла закончиться возможной приватизацией этого судового хода, разрушением имеющейся портовой инфраструктуры на Дунае, контролем судопроходов группой лиц и их "фирмочек". Хорошо, что этого не произошло.

Понимая необходимость строительства судового хода на территории Украины, считаем, что заказчикам и проектантам следует сосредоточить внимание на проработке на конкурсных основаниях всех возможных альтернативных предложений с предоставлением этому процессу большей открытости.

Преимущество должно быть отдано проекту, которым не будут нарушаться нормы национального законодательства и возможности реализации которого минимально будут зависеть от необходимости выполнения определенных международных процедур, согласования с международными организациями и иностранными государствами.

Должен быть объявлен тендер на проектирование возможного строительства глубоководного судового хода, должно пройти публичное и прозрачное обсуждение соответствующих альтернативных вариантов, из которых независимая комиссия специалистов выбрала бы оптимальный.

Считаем целесообразным проведение объективной экологической экспертизы проекта с привлечением к ней ведущих экологов страны, одновременно давая оценку действиям учреждений, осуществлявших экологическую экспертизу І и II этапов работ и проекта организации территории Дунайского биосферного заповедника.

Необходим указ президента об отмене изменений, внесенных, соответственно, в указ президента №502/2003 от 10.06.03 г. "О расширении Дунайского биосферного заповедника". Речь идет о замене формулировки "по проливам и внутренним водоемам и двухкилометровой полосе в акватории Черного моря" формулировкой "по акватории Черного моря", а также в части переведения устья Быстрое из заповедной в зону антропогенных ландшафтов.

Нужно значительное внимание уделить налаживанию пограничного сотрудничества Украины и придунайских стран, предоставить особый статус территории Украинского Придунавья.

Уже теперь целесообразно создать специальную комиссию для обобщения всех аспектов строительства глубоководного судового хода р. Дунай-Черное море и проанализировать ситуацию, сложившуюся после начала строительства глубоководного судового хода р. Дунай-Черное море.

Справедливости ради отмечу, что с 2001 года президент НАН Украины академик Б.Патон подписал свыше 30 писем в различные инстанции. В этих письмах перечислялись связанные со строительством канала негативные последствия, которые мы теперь уже пожинаем.

Дунай не терпит ошибок. Из года в год он несет свои мутные воды в Черное море. Возможно, с ними он выносит и зря потраченные государственные средства, навсегда зарытые в мути и заиленности... Правду говорят, что крупные строительства начинаются во времена самых больших неопределенностей и перемен...

Богдан ДАНИЛИШИН

"Зеркало недели" № 48 (576) Суббота, 10 - 16 Декабря 2005 года

Александр Голодницкий: «Обеспечение безопасности мореплавания и коллектив предприятия не должны зависеть от чьих-то личных амбиций»

Более недели назад бывший директор государственного предприятия «Дельта-лоцман» Бездольный В.В. впервые за все время открыто выступил с критикой в адрес нынешнего руководства предприятия («Николаевские новости» от 05.10.2005г., «Южная правда» от 08.10.2005 г.). Судя по характерному почерку, ранее это делалось им же, но анонимно и грязно, с использованием непечатных и местами нецензурных просторов Интернет. Не горя желанием отвлекаться самому (у предприятия благодаря предшественнику накопилось множество серьезных проблем) и отвлекать земляков, все же считаю необходимым попытаться расставить точки над «i».

На мой взгляд, решать вопрос о восстановлении в должности следует в суде (что и происходит сейчас с г-ном Бездольным), а попытка «накачать» и расшатать ситуацию на предприятии (заметьте, государственном, а не частном), является непорядочной и опасной по отношению к тому же предприятию. Видимо, жажда власти затмевает глаза (возможно, и разум).

О СУДЕБНОМ ДЕЛЕ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ В ДОЛЖНОСТИ
03.08.2005 г. г-ном Бездольным был подан иск к Министерству транспорта и связи Украины о незаконном увольнении и восстановлении в должности. С тех пор прошло два судебных заседания (16.09 и 06.10), следующее заседание назначено на 16.11.2005 года. Отмечу, что в соответствии с практикой рассмотрения подобных дел (а данное дело к тому же более чем резонансное), оно не могло быть рассмотрено за одно заседание. Если г-н Бездольный считал, что его восстановят незамедлительно, то, значит, юриспруденцию в ВУЗе ему явно не преподавали, а как топ-менеджер он был всегда далек от права (благодаря чему и допустил многочисленные нарушения в работе). На последнем заседании в качестве соответчика было привлечено ГП «Дельта-лоцман», что является однозначной нормой ст. 235 КЗоТ Украины. И г-н Бездольный, пытаясь по-своему интерпретировать решение судьи, вводит в заблуждение читательскую аудиторию. Предприятие привлечено как соответчик, поскольку в случае восстановления г-на Бездольного на работе, именно оно должно будет выложить до 300 тыс. грн. – примерно по 85-100 тыс. грн. за каждый месяц вынужденного прогула. Ложь, полагаете? Отнюдь, все дело в том, что зарплата г-на Бездольного в 2004 году составила 1124,1 тыс. грн., за 2005 год – 927,2 тыс. грн., итого за полтора года – более двух миллионов гривень! Ай, да «легендарный» директор! Будучи не вправе давать юридическую оценку законности таких выплат, отмечу - с ними не все так просто.

ОТНОСИТЕЛЬНО ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ДИРЕКТОРА
Напомню, что у г-на Бездольного замов было десять с ежемесячным фондом заработной платы — 243 тыс. грн. И «морское» образование было только у четырех. По состоянию на 14.10.2005 г. и по результатам многочисленных совещаний и обсуждений заместителей директора осталось пять с месячным фондом оплаты труда 118 тыс. грн. (причем, для сопоставимости, учтен и фонд зарплаты бывших заместителей директора, которые так же, как и ранее, возглавляют соответствующие сферы деятельности предприятия, но будучи при этом на должностях начальников отделов). И «морское» образование сейчас у трех.

РАБОТЫ ПО ГCX ДУНАЙ – ЧЕРНОЕ МОРЕ
Это особая тема и из той же оперы: с больной головы на здоровую. Позволю себе вынести ее за скобки этой статьи, и вернемся к этой теме в течение ближайшего времени. Здесь есть что сказать!

О СОКРАЩЕНИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ

СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Я ответственно утверждаю, что строительство и приобретение будут осуществляться только по тем объектам, по которым, как для любого нормального инвестиционного проекта, будет прозрачно и убедительно представлена экономика (экономический эффект). Строек ради строек, ради надрезания ленточек и четырехкратной торжественной сдачи объектов больше не будет, потому что это – абсурд, и потому что это в конечном итоге деньги государственного предприятия.

Будучи директором государственного предприятия, нельзя самолично принимать решения по инвестиционным проектам, их необходимо в установленном порядке согласовывать с собственником – Государством. Любопытно, дал ли бы собственник разрешение на строительство в Очакове девятиэтажного ПРДС стоимостью более 12 млн. грн., только ежегодная аммортизация по которому составляет 713,2 тыс. грн., а полная себестоимость – 2614,6 тыс. грн. Затраты увеличились на порядок, а ставка сбора за услуги СРДС осталась прежней, как до появления этого объекта. Какие же это инвестиции? Можно сколько угодно рассуждать о безопасности мореплавания, но, подрезая сук, на котором сидишь (в данном случае таким суком является экономика и наличие источников финансирования), далеко с безопасностью мореплавания не уедешь. Не надо забывать о том, что ресурс ограничен.

Г-ну Бездольному следовало бы также вспомнить негодование по поводу отказа заместителем министра транспорта в одобрении строительства 16-этажного офисно-гостиничного здания в г. Вилково (районе сейсмоопасном и известном илистыми грунтами – мало того, что земля плывет, так еще и трясет!). Топ-менеджер, эффектно «справившийся» с бизнесом в сфере предоставления лоцманских услуг и услуг СРДС предприятием-монополистом, «одолевший» бизнес тренажерного центра (методом выкручивания рук по причине все того же монополизма), г-н Бездольный желал освоить и туристический бизнес! Но незадача – замминистра попался жесткий и разумный – отказал.

О «КАНАЛЬНОМ ФИАСКО», ИЛИ «ДЕРЖИ ВОРА»
Грязь можно вылить быстро, а отмываться от грязи нужно долго. Хорошо говорить: «...около ста международных комиссий разного уровня», но это несерьезно. Можно было с таким же успехом сказать: «...около 117».
На 2005 год действительно были запланированы несколько серьезных мероприятий. Но вплоть до 17.06.2005 г. (даты де-факто увольнения г-на Бездольного) в этом направлении не было сделано ровным счетом ничего. Да и что можно было сделать, если рабочий проект на полное развитие был передан ГП «Дельта-лоцман» на государственную комплексную экспертизу в августе 2004 года, а 06.12.2004 года письмом за № 3774 г-н Бездольный, по сути, тайно обратился с просьбой о «приостановке проведения комплексной государственной экспертизы по рабочему проекту». И только в июле-августе 2005 года после очередного письма Минтранссвязи, подготовленного ГП «Дельта-лоцман», Госстрой Украины сообщил об этом, и начался разбор полетов. А 30.08.2005 года Минприроды отправило раздел «Оценка влияния на окружающую среду» рабочего проекта на полное развитие на доработку с изложением проблемных вопросов.

Что касается реального состояния дел с ГСХ, то оно следующее.

Показатели
(тактико-технические характеристики)
Согласно рабочего проекта
* (за год)
Фактически 26.08.2004- 30.09.2005
(13 мес.)
1. Расчетное количество суднопроходов, ед.
1349
775
3. Суммарный модуль (объем) судов, прошедших через гирло Быстрое, тыс. куб. м
12057
4872,2
4. Суммарный годовой доход от эксплуатации ГСХ, тыс. грн.
40860
5949,9

Примечание:

* — данные из Сводного комплексного заключения Укринвестэкспертизы №121/03, утвержденного начальником Центральной службы Укринвестэкспертизы В.А. Курьято 20.04.2004 года.

Насколько «поверили в Украину» иностранные судоходные компании, подскажет и вышеприведенный анализ выполнения плана, и качественные характеристики судов, осуществивших 775 суднопроходов: с проходной осадкой более 5,5 м – 1 (одно); с осадкой 5,0-5,5 м –12 ед.; 4,5 – 5,0 м – 43 ед.; 4,0-4,5м – 40 ед.; 3,5-4,0м – 132 ед.; менее 3,5 м – 547 ед.

Когда экс-министр транспорта Е.А. Червоненко отбывал с официальной поездкой в Японию и Китай (июль с. г.), то руководство предприятия было вынуждено признаться в отсутствии сколько-нибудь внятного и реального бизнес-плана проекта, который бы можно было презентовать конкретным инвесторам. Сейчас работа в этом направлении идет. И если г-н Бездольный имеет конкретные прогнозные данные о грузопотоках в направлении ГСХ Дунай – Черное море, то был бы благодарен в случае предоставления такой конкретной информации и данных (только без общих слов: «исторически», «в сторону Дуная», загадочные «около» 40% и т. д.).

Что касается причин остановки дноуглубительных работ, то ответ дал сам г-н Бездольный: из предусмотренного, согласно разрешениям органов Минприроды, объема дноуглубительных работ по проекту 1683.6 тыс. куб. м уже на начало пода было выполнено 1650 тыс. куб. м. Далее – три паводка (в результате чего на восстановление необходимо 1,2 млн. куб. м).

В части позитива и то, что работы по получению разрешений на проведение дноуглубительных работ (в связи с форс-мажорными обстоятельствами), доработке рабочего проекта для повторного рассмотрения Минприроды, инициированию выделения бюджетных средств на указанный проект, проработке нового (на этот раз реального) бизнес-плана ведутся предприятием постоянно. И есть результаты.

НА ДУНАЕ НЕМЦЫ ХОДЯТ ХМУРО
В отношении договора тайм-чартера с ГП «Устъдунайводпуть» – во-первых, большей нелепицы трудно придумать (фактически все специалисты предприятия накануне его подписания высказывали г-ну Бездольному несогласие с такой формулой решения), а во-вторых, нарушены и требования КГМ, и технологические цепочки, не обеспечена и управляемость экипажа (капитан судна – штатный работник «Устьдунайводпуть», а остальные – специалисты, нанятые г-ном Бездольным по индивидуальным подрядным договорам).

Но здесь, видимо, преследовалась иная цель в получения судна, требующего существенного ремонта, именно в тайм-чартер: собственно, сам ремонт. Ведь ремонтом можно заняться как можно более эффективно...

А г-н Бездольный специализируется по договорам на судоремонте (примеры «эффективной» работы приведены выше).

Когда же необходимость срочной постановки судна в ремонт стала очевидной и неизбежной (судно за 4 месяца смогло сделать всего до 94,4 тыс. куб. м), то и было принято коллегиальное решение о нецелесообразности продолжения и необходимости расторжения такого договора.

Теперь о цене. Суммарные затраты, связанные с договором тайм-чартера з/с «Прорвин» ГП «Устьдунайводпуть», составили 2388,5 тыс. грн. при выполненном объеме работ 94,4 тыс. куб. м, то есть цена составила 25,3 грн. за 1 куб. Вот Вам и «достижение» г-на Бездольного!

Для справки: цена «частной фирмы» (не ясна причина, по которой г-н Бездольный не упомянул название сегодняшнего лидера отечественного рынка дноуглубительных услуг), с которой новым руководством был заключен договор, — 15,62 грн. за 1 куб.

Короче, и здесь у Бездольного с обвинениями не получается.

Что касается непосредственно немцев (компании «Мебиус»), то поражает циничность реплики: «...Но с ними не в полной мере рассчитались». Имена не названы, но ведь это именно он, «легендарный», как раз и не рассчитался!

«Документ о первичных расценках», лежащий «с января в министерстве» — это вообще бестселлер. Г-н Бездольный запамятовал, видимо, что, во-первых, министерством неоднократно указывалось на необходимость дополнительных пояснений по этому поводу (не предусмотрены Положением о Минтранссвязи подобные полномочия), во-вторых, почему же бездействовал все эти шесть предыдущих месяцев он сам?

Говорят, есть три уровня лжи: ложь, сильная ложь и статистика. Видимо, есть следующая ступень – комментируемое мною интервью с Бездольным! Оказывается, в расценках все дело! Утвердил бы Минтранс расценки – и проблем с немцами не было бы! А почему же г-н Бездольный еще в мае 2004 года подписал с компанией «Мебиус» контракт на строительство дамбы и смело указал цену — 85 (восемьдесят пять) евро за 1 куб. м работ (без НДС, с НДС — 102 евро), и это без учета стоимости камня (камень благополучно поставлялся очень близкой г-ну Бездольному частной фирмой). А потом, в ноябре 2004 года, Бездольный попробовал заручиться подписью министра в части обоснованности цены — 85 евро! Интересная история получается: дамбу построили, цена была зафиксирована ранее, объяснить внятно, почему министр должен утвердить какие-то расценки, г-н Бездольный не смог, осталось одно – кричать: «Держи вора»!

По поводу пассажа из интервью, что немцы «действительно подали в суд на ГП «Дельта-лоцман» для возмещения 6 млн. евро», то прокомментировать это не смогу. Обязательного в таком случае искового заявления от немцев предприятие не получало. Однако информированность создателя канала г-на Бездольного (мол, «действительно, подали») представляется какой-то зловещей.

И с сотнями миллионов г-н Бездольный, считаю, запутался. Рабочий проект в ценах 2003 года стоит 344 млн. грн. (а в сегодняшних – все полмиллиарда будет), а еще РИСы, СРДС и т., п. (впрочем, этот нюанс г-н Бездольный вообще избегал озвучивать). Новая же команда пытается сделать глубокий и полный анализ и пересчет (любой инвестор этого потребует).

Общий вывод: непродуктивно искать черную кошку в темной комнате, а тем более, если ее там нет!

P.S. Что касается якобы двойного увольнения г-на Бездольного, то первого увольнения (27.05.2005) не было. С 27.05 по 30.05.2005 он был в командировке, а, вернувшись 30.05.2005 в Николаев, чудом оказался в тот же день, 30.05.2005, в стационаре в г. Киеве! Выйдя на работу как директор предприятия, был уволен согласно КЗоТУ с 07.07.2005 по новому же приказу.

По поводу якобы не подтверждения «обвинений» Минтранссвязи со стороны ГлавКРУ приведу всего несколько выводов из докладной от 30.06.2005 г. председателя ГлавКРУ на имя Премьер-министра Украины о результатах проверки ГП «Дельта-лоцман»: «Показатели уровня финансового состояния указывают на устойчивую тенденцию зависимости предприятия от кредиторов, возрастает дефицит собственных оборотных средств... Предприятием не выполнялись свои же финансовые планы... Односторонние решения принимались руководством и по управлению государственными ресурсами...»

Какие уж здесь комментарии!

Александр ГОЛОДНИЦКИЙ, директор ГП «Дельта-лоцман».

Наш комментарий:

Из представленной ниже таблицы видно количество судов, воспользовавшихся соединительным каналом при небольших объемах дноуглубления в нем. После ввода в строй канала по г. Быстрое, для имитации его эффективности, грузопоток волевым путем сместили с соединительного канала на г. Быстрое.

Количество судов прошедших Дунай-Черное море через соединительный канал порта Усть-Дунайск. Объемы дноуглубительных работ по соединительному каналу.

Год
Прорва
Соединительный канал
Итого
W грунта тыс. м3
1993
1200
5100
6300
89
1994
2900
4442
7342
182
1995
-
1030
1030
104
1996
-
744
744
106
1997
-
1019
1019
39
1998
-
793
793
18
1999
-
1472
1472
85
2000
-
786
786
70
2001
-
1430
1430
35
2002
-
1771
1771
73
2003
-
1346
1346
0
2004
-
1992
1992
10
2005
-
1365
1365 за 9 мес.
120
Итого: 926


Дунайский экологический форум (ДЭФ).

ДЭФ - это деятельность в 13 странах бассейна р. Дунай с 1999 года. Это возможность для сотен членов неправительственных организаций объединить свои усилия и выработать общие подходы к защите Дуная, улучшив сотрудничество между неправительственными организациями как на местном, региональном, так и на международном, бассейновом уровне.

Направлениями деятельности ДЭФ являются сохранение и управление водными экосистемами, экологическое просвещение, а также политическая деятельность. В рамках ДЭФ 10-11 декабря в Дунайском биосферном заповеднике прошел семинар "Активизация деятельности неправительственных организаций Придунавья в контексте внедрения Водной Директивы Совета Европейского Союза". Кроме сотрудников ДБЗ в работе семинара приняли участие представители общественных организаций из Львова, Одессы, Харькова, Татарбунар, Арцыза, Николаева.

Участники семинара обсудили нынешние экологические проблемы и задачи, стоящие перед неправительственными организациями Украины в контексте евроинтеграции, а также основные направления и механизмы их деятельности для развития партнерства и реализации принципов Водной Директивы.

Акулина Федоренко

экоклуб "Дунай"

Эксперты против вакцинации птицы в Украине.

Президент региональной комиссии по Европе при Всемирной организации охраны здоровья животных Николай Белев удовлетворен работой украинских специалистов по предотвращению "птичьего гриппа".

Об это он заявил по результатам поездки по районам Автономной Республики Крым, пораженных "птичьим гриппом".

При этом он высказался против вакцинации птицы. По словам Белева, эта мера может привести к закрытию внешних рынков для Украины на 1-2 года в соответствии с требованиями ВТО и Международного эпизоотического бюро (МЭБ).

Ранее в Украину прибыли эксперты Всемирной организации здравоохранения прибыли в Украину для изучения ситуации с птичьим гриппом, очаги которого обнаружены в Крыму. Сообщается, что в южных селах Херсонской области массово гибнет домашняя птица. Симптомы болезни, от которой погибают птицы, указывают на вирус птичьего гриппа. Однако местная власть официально этого не признает.

Бывший главный ветврач Украины Петр Вербицкий заявил, что российские лаборатории предварительно подтверждают обнаружение в Крыму опасного для человека штамма птичьего гриппа H5N1, который унес в странах Юго-Восточной Азии около 70 жизней.

По материалам ЛIГАБiзнесIнформ

Швейцарцы отказались от модифицированных продуктов.

Жители Швейцарии во время референдума, который прошел в стране в конце ноября, поддержали введение пятилетнего запрета на использование генетически модифицированных продуктов в сельском хозяйстве страны.

58% швейцарских избирателей выступили за инициативу фермеров, экологических групп и партий левого направления, предлагавших окончательно отказаться от использования генных технологий. Противоположное мнение выразили 44,3%.

Вместе с тем, результаты референдума не означают, что в Швейцарии прекратятся научные исследования в области генной инженерии. Легальным остается и ввоз в Швейцарию генетически модифицированных продуктов.

Однако инициаторы проведения референдума утверждают, что сельское хозяйство Швейцарии получило новый шанс: как внутри страны, так и за ее пределами теперь будет известно, что швейцарские продукты отличаются экологической чистотой.

По материалам BBCrussian.com