Черноморская белобочка



31 октября жители всех причерноморских стран отметили Международный день Черного моря. В этот день все любители природы, сотрудники природоохранных организаций пользуются случаем привлечь внимание широкой общественности к экологическим проблемам Черного моря, а их на сегодняшний день немало. Это и загрязнение морской воды, что ведет к ухудшению ее качества и, соответственно, негативно влияет на условия обитания растений и животных населяющих Черное море, и резкое сокращение уловов морских видов рыб, а также уменьшение численности удивительных представителей морской фауны - дельфинов. Дельфинов по праву называют иерархами моря. Они, как и мы, люди, кормят детей собственным молоком, поддерживают постоянную температуру тела и дышат атмосферным воздухом. Одним из наиболее массовых видов дельфинов является белобочка. Именно ее чаще всего встречают моряки и рыбаки среди морских просторов. Иногда подходят эти дельфины и к пляжам нашего побережья, где ими могут любоваться отдыхающие. Давайте поближе познакомимся с этим морским млекопитающим.

Дельфин-белобочка или просто белобочка, или обыкновенный дельфин (Delphinus delphis) - все три названия равно употребимы - обитает на всей акватории Черного и Азовского морей. Этот дельфин назван белобочкой за характерный светлый бок со своеобразным рисунком в виде перевернутой восьмерки.

В Черном море средняя длина половозрелых самцов белобочки находится в пределах 1,7 - 1,8 м, а самок 1,5 - 1,7 м. В исключительно редких случаях самцы и самки достигают соответственно 2,2 и 2 метров. Взрослые животные обычно весят около 50 - 55 килограммов, но могут встречаться и стокилограммовые особи.

Самки способны к размножению, начиная с 2 - 4 года жизни, а самцы с 3 - 4 лет. Период гона занимает все лето. Беременность, как и у азовки
(еще один вид черноморских дельфинов), длится от 10 до 11 месяцев и заканчивается появлением на свет детеныша длиной 70 -90 сантиметров и массой 5 - 8 килограммов. При родах появляется сперва хвостовой плавник, свернутый в трубочку, а затем уже сам новорожденный. Мать подталкивает его к поверхности, тем самым помогая сделать первый вдох и расправить легкие. Самка кормит детеныша молоком в течение 5 - 6 месяцев, хотя эпизодическое «подкармливание» может продолжатся до года и даже более. Жирность молока у белобочки, как и у всех китообразных очень высокая - 41 – 46%.

Белобочки питаются, в основном, мелкой рыбой, живущей в толще воды - шпротом, хамсой, морскими иглами, а также свободно живущими в поверхностных слоях воды ракообразными - идеотеями, или морскими тараканами. Объектами питания, добываемыми белобочками очень редко, являются, также, ставрида, пикша, барабуля, кефаль, скумбрия, сельдь, зеленушки, креветки и моллюски. Не исключено, что белобочка может съесть до десяти килограммов рыбы в сутки.

Обыкновенные дельфины всегда вызывали симпатию моряков игривой резвостью и склонностью сопровождать корабли на большие расстояния. Дельфины держатся вдоль бортов судна, время от времени пересекая его курс в опасной близости (не более 1 - 2 метров) от форштевня. Умение «оседлать» корабельную волну позволяет белобочкам экономить собственные силы и передвигаться со скоростью более 60 километров в час, тогда как в обычных условиях скорость их передвижения гораздо ниже и лишь при испуге может достигать 45 километров в час. Охотясь или играя, черноморские белобочки могут выскакивать из воды вертикально вверх на высоту до 5 - 6 метров или нырять на 60 - 70 метров, задерживая дыхание в течение 3 - 5 минут. В океанах обыкновенные дельфины способны опускаться на значительно большие глубины - до 280 метров.

Несмотря на то, что белобочки на редкость общительны, любознательны и прекрасно поддаются дрессировке, в большинстве океанариумов мира этих дельфинов нет, так как содержать их поистине нелегко, учитывая потребности свободолюбивых животных в просторе, скоростном плавании и чистой воде. До сих пор никто не достиг успеха в разведении обыкновенных дельфинов. На Черном море только в Румынии продолжают показывать белобочек посетителям дельфинария в Констанце. По свидетельству директора дельфинария Г. Плотоага, за время существования аттракциона, с 1972 года, в бассейнах содержалось около 70 черноморских дельфинов всех трех видов, из них более половины - белобочки. Некоторые особи находились в неволе более восьми лет, а для белобочки это изрядный срок. В природных условиях продолжительность жизни черноморских обыкновенных дельфинов составляет 25 - 30 лет.

Обыкновенные дельфины, как правило, обитают вдали от побережья в верхних горизонтах моря и лишь изредка появляются у берегов, избегая опресненных и загрязненных участков. Очевидно, именно поэтому, в отличие от азовки и афалины (третий вид дельфинов, обитающих в Черном море), белобочка отсутствует в Азовском море, соленость которого ниже, чем Черного.

Дельфин - белобочка - типично стадное животное. Еще 50 - 60 лет назад наблюдались гигантские, состоящие из десятков и сотен тысяч особей, скопления в местах концентрации стайных видов рыб. В восточной части моря иногда регистрировалось до 5 000 дельфинов на одну квадратную милю (около 3,4 квадратных километра), державшихся компактными группами по 250 - 300 особей в каждой. На площади в 500 квадратных миль насчитывалось до тысячи таких стад. В те годы отмечались вполне определенные регулярные перемещения животных, связанные с сезонной сменой объектов питания. Зимой белобочки скапливались у побережья Грузии и близ юго-западных берегов Крыма, в местах зимовки хамсы, а к лету перемещались северо-западнее, сосредотачиваясь по пути на косяках шпрота в районе между Туапсе и Сочи, а также вдоль Южного берега Крыма.

Хотя с тех пор дельфиньи стада существенно поредели и измельчали, белобочка и сейчас остается наиболее многочисленным видом морских млекопитающих в Азово-Черноморском регионе. Вместе с тем, данные учетов поголовья однозначно свидетельствуют о депрессии популяции. Если в 1930-е годы стада белобочки оценивались в целом в 1,5-2 миллиона особей, то в 1980-е - лишь в 50-100 тысяч. Несомненно, что популяция белобочки пострадала от промышленного лова гораздо больше, чем популяции остальных видов черноморских дельфинов. В СССР до 1964 года ежегодный вылов этого вида составлял 60 - 95% от общего количества добываемых в Черном море дельфинов. В отдельные годы убивали более 100 тысяч животных; в сети иногда попадалось до 2000 особей сразу, за один замет кошелькового невода. Широкомасштабный промысел параллельно вела Турция, в меньшем объеме - Болгария и Румыния. В те времена единственным естественным фактором ограничения популяции белобочки считалась хроническая глистная пневмония, или скрябиналиоз, - заболевание, поражавшее в разных стадах от 17 до 40% животных.

Отрицательная динамика численности в последние десятилетия (после введения запрета на добычу дельфинов во всех черноморских странах, кроме Турции, с 1966 года, а в Турции - с 1983 года) связана как с предшествовавшей переэксплуатацией, так, очевидно, и с другими факторами: случайной гибелью в рыболовных сетях, ухудшением кормовой базы, аккумуляцией в организме токсических веществ-загрязнителей.

Белобочка охраняется в точности теми же актами международного права, что и другие виды черноморских дельфинов. Однако черноморские государства не спешат подписывать вышеуказанные акты, а значит и выполнять их. Россия является членом CITES, а Турция - Бернской конвенции, но этого недостаточно, учитывая космополитичность и в значительной мере экстратерриториальность обыкновенных дельфинов. Пока что только Украина по представлению Лаборатории БРЭМА в 199
4 году занесла белобочку в национальную Красную книгу, придав ей статус эндемичного подвида с недостаточно ясным состоянием популяции (IV категория),в этом же статусе внесена белобочка и в издание Красной книги Украины 2009 года. Хотя в черноморских странах установлены штрафы за каждую незаконно добытую особь (в Украине – 100 000 гривен) и размеры компенсации за ущерб, причиненный обыкновенным дельфинам, нам не известны случаи практического применения этих санкций.

Поэтому, мы призываем всех, кто профессионально связан с морем - моряков, рыбаков промыслового флота, а также всех любителей природы всячески способствовать сохранению черноморских дельфинов, для того, чтобы наши дети и внуки смогли в будущем любоваться этими прекрасными морскими млекопитающимися. Только общими усилиями мы сможем сохранить наших черноморских дельфинов.

Константин Балацкий, ихтиолог Дунайского биосферного заповедника.

По материалам книги А. Биркуна-мл. и С. Кривохижина «Звери Черного моря»