Газета "Дельта и человек" № 23-24 (0023-0024) от 19-12 сентября 2003 года

Министерство экологии раздвоилось

Президент Леонид Кучма подписал указ о реорганизации Министерства экологии и природных ресурсов в Министерство охраны окружающей природной среды и Государственный комитет природных ресурсов, передают Українські Новини.

По данным пресс-службы главы государства, реорганизация проведена с целью преодоления негативных тенденций в сфере охраны окружающей среды, использования и восстановления природных ресурсов, развития минерально-сырьевого комплекса и повышения эффективности государственного управления в этой сфере.

Согласно указу, Министерство охраны окружающей природной среды будет заниматься вопросами охраны окружающей среды, экологической безопасности, а также гидрометеорологической деятельности.

Госкомитет природных ресурсов будет заниматься геологическим изучением и обеспечением рационального использования недр, топографо-геодезической и картографической деятельностью, а также обеспечением работы заповедников.

Сейчас министром экологии и природных ресурсов является назначенный на эту должность в июле экс-депутат Верховной Рады Сергей Поляков.

Экологические новости

В Украине заканчивается питьевая вода

Вода – источник жизни. В своем отчете члены экологической организации 'Наш период' утверждают, что Украина оказалась одной из наименее обеспеченных водой стран Европы.

Так, в засушливые периоды на одного украинца в год приходится запас примерно 1000 кубометров пригодной для употребления воды. А по нормам, установленным Европейской экономической комиссией ООН, должно быть не менее 1700 кубометров. Для сравнения: в России на человека приходится запас в 2540 кубометров воды в год, в Беларуси – 3300 кубометров, в Канаде – 21900. Это означает, что водные ресурсы Украины находятся в плохом состоянии. В стране насчитывается 60 тыс. рек и 1160 водохранилищ. Река Днепр обеспечивает водой 66% населения, а реки Северский Донец, Днестр, Дунай, Южный Буг – остальные 34 %.

Вместе с тем, централизованный контроль над водоснабжением, качеством и количеством потребляемой воды, по-прежнему отсутствуют.
Mignews.com.ua



Затонувшая К-159 окажется опаснее 'Курска'?

В конце прошлого месяца, когда К-159, ржавую российскую подводную лодку, буксировали на подводную мусорную свалку, в ее корпусе открылась течь, и она пошла ко дну в Баренцевом море.

Погибли 9 моряков - немного по сравнению со 118 моряками, погибшими во время катастрофы другой атомной подводной лодки 'Курск' три года назад. Однако последнее бедствие будет иметь более серьезные последствия, пишет Time.

Как сообщил газете высокопоставленный российский чиновник, К-159 'представляет гораздо большую угрозу, чем 'Курск', современная субмарина, из реакторов которой утечка радиоактивного материала до поднятия лодки с морского дна маловероятна'. 'Предсказать, как К-159 поведет себя под водой, невозможно', - заявил российский источник.

Корпус подводной лодки находится под большим давлением на глубине 781 футов (около 240 метров), а его корпус в значительной степени пострадал от коррозии. Хотя его реакторы были остановлены еще 15 лет назад, ядерное топливо - 1760 фунтов (почти 800 кг) - никто не выгружал.

Кроме всего прочего, К-159 затонул в водах между Россией и Норвегией, в районе, который пересечен многочисленными коммерческими и рыбацкими маршрутами. Власти Норвегии ожидают доклада от специалистов по радиации, которые установят, не открылась ли в К-159 течь, пропускающая радиоактивные материалы.

Операции по спасению К-159 невозможны до мая будущего года. Российское военно-морское командование не указывает точной даты, но обещает, что поднимет подлодку до начала следующего года, причем без зарубежной помощи, передает NEWSru.

Черное море признано самой опасной зоной

На специальной карте, где по результатам оригинальных исследований отмечены регионы мира, представляющие наибольшую опасность в случае загрязнения нефтепродуктами, особенно выделяется Черное море, которое возглавило рейтинг опасных зон.

Как пишет британское издание New Scientist, на карту наносилось количество нефти, переправляемое через те или иные регионы мира, а также готовность этих регионов справиться с возможным в этих обстоятельствах кризисом. Согласно исследованиям, Черное море находится в самом плачевном состоянии.

Далее в списке опасных регионов следуют гавани Красного моря, а также древние коралловые острова, которые находятся в западной части Индийского океана. Как отмечает NEWSru.com, данное исследование уникально, поскольку проведено впервые. Авторы карты надеются, что правительства стран мира будут использовать ее, чтобы расположить в порядке приоритета специальные средства борьбы и по возможности уменьшить ущерб, который может быть нанесен окружающей среде в случае утечки нефти.

По данным ученых, в период между 1993 и 2002 годами в разных морях произошло 470 утечек нефти. В результате этого в мировые воды попало около 580 тысяч тонн нефти.

Серьезность этих инцидентов зависела от количества и типа разлившегося топлива, погодных и морских условий, глубины и характера морского дна, а также от эффективности реакции властей.

Лебедине губернаторство Дунаю

...

Днестровская экспедиция-2001 (рассказ очевидца)

В июле 2001 г. в г. Львов стартовала международная экспедиция, в задачи которой входила оценка современного экологического состояния реки от истоков до Днестровского лимана и сбор материалов для обоснования целесообразности создания билатерального (Молдова-Украина) национального парка на Нижнем Днестре. К сожалению, очевидец присутствовал только на одном этапе – р.Турунчук – с.Маяки.

У водных экспедиций есть одно преимущество: в большинстве случаев трудно заблудиться. Наш этап начался с довольно характерного места – там, где Днестр и Турунчук разделяются на две реки, у села Чобручи. Светит солнце, красиво, река, большой лагерь на берегу. Знакомимся со своими группами (одна идет по Днестру, другая – по Турунчуку) и с экспедиционными заданиями. По ночам воюем с комарами и поем песни у костра. Днем – тренировки на байдарках. Хочется скорее уйти на маршрут.

Наконец-то вышли! Порог (единственный на Турунчуке) проходят только опытные водники, «салаги» подсаживаются после (я в их числе). Непривычное чувство для человека, привыкшего ходить пешком – сидишь себе на рюкзаке, изредка берешься за весло, в основном строишь из себя начальство – красота! Со временем понимаю, что не такая уж красота – то, на чем сидишь, километров через 5 начинает болеть (я имею в виду не рюкзак, естественно).

Одной из основных целей экспедиции - заполнение специально разработанных анкет через каждые 5 километров. В анкетах нужно отмечать характер растительности, ландшафты, пляжи, села, города, где кто летает, ходит, плавает, даже пасется и многое-многое другое. На последнем этапе даже считали рыбаков и удочки!

С наслаждением вылазим на берег и заполняем первую анкету. Хотят заниматься анкетированием почти все, хотя ребятам из Молдовы сложно – многие учатся в молдавских школах, а заполнять надо на русском. Первая анкета заполняется очень долго: командор в очередной раз объясняет порядок заполнения, чтобы не было ошибок. Идем дальше.

Как-то быстро проходит время, когда путь разделен на пятикилометровые участки! Не успели заполнить одну анкету и выйти на следующий фрагмент – уже заполняем другую. Два дня пролетают незаметно, и вот подходим к одной из заветных целей на Турунчуке – к острову у с. Троицкое. По опыту знаю, что вокруг острова много очень красивых мест. Основная задача – обследовать два рукава реки в этом месте, и вообще, посмотреть, как там и что. Финишируем поздно, устали, поэтому не сразу понимаем, куда попали. То есть попали-то мы куда надо, однако нас там уже ждали. Таких комаров мы еще не встречали. По численности и биомассе они превосходят все, виденное до сих пор. Нормальные, скромные комары кусаются вечером и утром, а у этих нет даже перерыва на обед – они работают круглосуточно. Ночное дежурство по лагерю (обязательное мероприятие) и дежурство по кухне превращается в тихий кошмар. Перед отбоем из всех палаток слышно хлопанье вперемежку с «ненормативной лексикой» – не убив всех кровососов, спать не ляжешь.

На следующий день, подпрыгивая и отбиваясь, спускаем на воду две байдарки. Шестеро уходят из лагеря на обследование рукавов. Предстоит часть пути грести против течения, но какое наслаждение, когда тебя почти час не кусают! Однако все хорошее не долговечно. В первом же ерике, в который мы входим, красота неописуемая. Мокрый лес, заросли водных растений, коряги совершенно сказочного вида, множество птиц, в основном, цапли. Командор, конечно, спешит заснять это на видеокамеру, для чего наша байдарка останавливается, швартуется к дереву посредством меня и Ани (чудесный человек из Киева). Для качественной съемки необходима полная неподвижность, которую мы и создаем. Сейчас же местные голодные с жужжанием набрасываются на неожиданный подарок судьбы. Отбиваться мы не можем, поэтому только ругаемся (хотя от этого ненамного легче). Представляю, что записалось на звуковой дорожке видеокамеры (в выражениях мы не стесняемся)! Заполняем анкеты.

Однако это все – мелочи по сравнению с тем, что мы увидели дальше. Комары быстро забудутся, а вот лес, увитый зарослями дикого винограда, густые заросли хмеля и других вьющихся растений, водяные лилии, затаившиеся в зарослях, откуда вдруг неожиданно вылетает прямо перед нами красивейшая белая цапля – никогда. Это надо увидеть. Выйдя из этой сказки, не можем поверить, что все это существует так близко от нас, в Одесской области, в двух часах езды от города!

Три героических ночи в Троицком позади, двигаемся по направлению к селу Маяки, последнему этапу водного маршрута. Через двое суток мы на месте. На маршруте очень много птиц (в основном, цапель, белых и серых) и водной растительности. В Маяках встречается с другими группами. Вот и все.

Немного об итогах, которые можно подвести на настоящем этапе.

Результаты анкетирования позволили дополнить аргументированное обоснование на создание Молдово-Украинского национального парка на нижнем Днестре.

Большинство участников экспедиции – школьники Молдовы и Украины – с интересом и высокой ответственностью отнеслись к процессу заполнения анкет. Находившиеся на маршруте ученые – биологи, экологи – делились со школьниками своими знаниями, опытные руководители-туристы обеспечивали ребятам безопасность и находили красивые места для стоянок.

Как непосредственный участник экспедиции, могу отметить, что такие маршруты имеют огромное значение для экологического воспитания не только школьников, но и научных сотрудников. Выполняемая работа заставляла не просто идти по реке, но и лучше замечать как красоту окружающей природы, так и места, где эта красота нарушена грубым и не всегда законным вмешательством человека. Больно было видеть ржавые обломки барж и мостов, вытоптанные либо сожженные участки берегов, обширные вырубки в водоохранной зоне, свалки мусора и многое другое. По контрасту с красивейшими местами на берегах Днестра, эти зрелища действовали угнетающе, особенно на детей. Такие наглядные уроки экологии ни в коей мере не могут сравниться с рассказами учителей.

Помимо экологического аспекта, в процессе прохождения маршрута происходило общение ребят из различных городов Молдовы, Украины, Приднестровья. Не было и речи о возникновении каких-либо недоразумений на почве национальной розни. Люди в селах Украины помогали продуктами, причем бесплатно, не интересуясь, какой национальности дети, идущие в байдарках. На последнем этапе экспедиции всем было жаль расставаться, люди приобрели близких друзей в других (к сожалению!) странах. Это еще раз доказывает, до какой степени «нужны» границы в СНГ.

Кстати, о границах. Самые запомнившиеся отрицательные впечатления (кроме комаров) остались от прохождения таможенных процедур. Неужели необходимо было украинским таможенникам и пограничникам заставлять школьников заполнять декларации, держать членов экспедиции под солнцем в раскаленном автобусе? Очень хотелось бы верить, что для подобных мероприятий (а желательно, и для всех граждан) это унизительное и занимающее столько времени явление будет со временем ликвидировано. Ведь природа границ не имеет!

Александра Чащина