Газета "Дельта и человек" № 20-21 (0020-0021) от 7 августа 2003 года

Хроника последних событий

Благотворительный фонд "Украина - Инкогнито" провел культурно-просветительскую экспедицию "Соборная Украина - 2003", посвященную Дню независимости Украины и проходящую под девизом "Мы все - Украинцы". В рамках этой экспедиции в Дунайском биосферном заповеднике побывали народные депутаты Украины, входящие в блок Юлии Тимошенко, во главе с председателем комитета Верховной Рады Украины А. Матвиенко.

Был обсужден самый широкий круг вопросов, главным из которых был вопрос о различных вариантах строительства судоходного канала "Дунай - Черное море".

***************************

В Дунайском биосферном заповеднике находились исполняющий обязанности начальника Государственной службы заповедного дела Украины Н. Стеценко и начальник Государственного управления Министерства экологии и природных ресурсов в Одесской области Н. Чебаненко. Обсуждались различные варианты расширения Дунайского биосферного заповедника вытекающие из Указа Президента Украины от 10 июня 2003 года.

*****************************

С кратким рабочим визитом Дунайский биосферный заповедник посетили представители Германского отделения Международного фонда охраны природы (WWF) - Эрика Шнайдер и Георг Раст. Обсуждался единственный вопрос - последняя ситуация, возникшая вокруг различных вариантов строительства судоходного пути "Дунай - Черное море" и его влияние на заповедник.

**************************

30 июля в Вилково находилась межведомственная комиссия по вопросам социально-экономического развития Придунайского региона во главе с заместителем Министра экономики и вопросов евроинтеграции С. Романюком. Комиссия, куда входят представители многих министерств, побывала во всех районах Придунайского региона с посещением проблемных объектов. Состоялся выезд членов комиссии на гирло Быстрое, где обсуждались различные варианты строительства судоходного пути "Дунай - Черное море".

"ДЕЛЬТА" НА ФАРВАТЕРЕ - ПОРТЫ НА МЕЛИ

Автор проекта судоходного канала по гирлу Быстрое - николаевская "Дельта - Лоцман" не устает повторять, какими благими для морехозяйственного комплекса их региона обернулась передача этому предприятию Бугско-Днепровского лиманского канала (БДЛК). О том, как обстоят дела на самом деле, рассказывает в газете "Зеркало недели" (1 августа 2003 года, № 28) Вячеслав Чиченин, статью которого мы перепечатываем с некоторыми сокращениями.
Вячеслав ЧИЧЕНИН (Николаев)
На последнем заседании совета объединения "Укрморпорт" со стороны руководства Николаевского морского торгового порта прозвучало обоснованное и настойчивое предложение Минтрансу снизить в три раза действующую ставку канального сбора за пользование БДЛК. Его поддержали и представители других николаевских портов и терминалов, а также Ассоциация николаевских морских агентских компаний. После обсуждения этого вопроса госсекретарь Минтранса резюмировал: "Нельзя жировать одним, когда другие еле сводят концы с концами". У этого на первый взгляд незначительного эпизода достаточно непростая и полная перипетий предыстория.

Надо сказать, что с 1987 года действовала ставка канального сбора (СКС) в размере 5,2 копейки за один кубометр водоизмещения судна, которая была установлена с применением различных коэффициентов. С января 1991-го по приказу Министерства морского флота СССР СКС была пересчитана и составила чуть больше 0,25 долл. США. Этот пересчет предполагал учесть значительные расходы на канал, прежде всего по углублению, в связи с тем что Черноморский судозавод приступил к строительству тяжелых и крупнотоннажных авианесущих крейсеров типа "Варяг", необходимостью вывоза зачистного грунта на соответствующие свалки Одессы и Ильичевска (более чем за сотню километров от места работ) и началом захода в николаевские порты иностранных судов. Спустя пять лет, когда местное судостроение впало в продолжительный коллапс, а строительство крупных военных кораблей прекратилось, таких масштабных затрат на поддержание и углубление канала уже не требовалось. Но 25-центная ставка все же была утверждена постановлением КМУ № 442. Уже тогда ее экономическая обоснованность вызывала сомнение, а после падения гривни относительно доллара в 1998 году величина канального сбора стала непомерной для грузоперевозчиков.

Пока еще морской торговый порт отвечал за канал, он через систему коэффициентов, льгот и скидок находил компромисс с фрахтовщиками и старался не упустить выгодные и долгосрочные грузопотоки. Но другие порты региона были недовольны такой монопольной позицией конкурента относительно использования БДЛК и решили пролоббировать в правительстве В.Пустовойтенко решение о передаче канала в управление и обслуживание новосозданному "нейтральному" госпредприятию "Дельта-Лоцман", которому вменялась прежде всего лоцманская проводка судов. Руководство лоцманской конторой взяло на себя обязательство довести глубину БДЛК до положенных 9,8 метра (в 2001 году на одном из "круглых столов" с участием представителей Минтранса было заявлено даже о глубине 10,4 м), а затем снизить ставку канального сбора минимум в два раза. Кроме этого местным портовикам и судовладельцам была обещана организация безопасной проводки судов в ночное время и в режиме встречного движения.

Прошло пять лет. ГП "Дельта-Лоцман" обзавелось шикарным офисом, в котором расположился прекрасно оборудованный центр подготовки и переподготовки лоцманов; были построены внушительные береговые навигационные сооружения, приобретены современные лоцманские катера (ценой около миллиона долларов каждый). Одновременно это государственное лоцманское предприятие, получив в управление Херсонский морской канал, претендует на обслуживание Керченского канала, планирует принять непосредственное участие в восстановлении судоходства в дельте Дуная. Такую активность можно было бы приветствовать, если бы она не происходила на фоне все усложняющегося положения николаевских портов, которые из-за дороговизны пользования БДЛК по нарастающей теряли клиентов и экономическую привлекательность для грузополучателей. По словам руководителя одного из крупных морских агентских компаний "Пасифик Маритайм" В.Капацины, канальные затраты все чаще отпугивают получателей грузов, а ведь именно они заказывают порт разгрузки или погрузки судов. "При таком дорогом канале мы к вам не придем, даже если нас будут перегружать бесплатно", - заявляют потенциальные покупатели украинских экспортных грузов. К примеру, заход в порты соседней большой Одессы для одного и того же судна обходится в два раза дешевле, и николаевские порты спасают лишь более удобные и короткие железнодорожные пути, ведущие к промышленным регионам Украины, в Белоруссию, к портам Балтии. Другими словами (точнее цифрами), каждая тонна груза обходилась клиенту НМТП на 1,5 доллара дороже при среднестатистической загрузке судна 12,5 тыс. тонн. Эта "дельта" достается лоцманскому предприятию. В результате в структуре грузов стали превалировать те, которые не принимали на переработку соседи: металлолом, уголь, химические удобрения, руды. Доходы портов и зарплаты докеров продолжали уменьшаться - обработка таких грузов не только самая низкотарифная, но и разрушительная для причальных площадок. При этом страдает и природная чистота лимана.

Сегодня это несоответствие все больше бьет по тем, кто действует в сфере морского торгового бизнеса: если обработка среднего сухогруза в порту составляет 20 тыс. долл., то канальный сбор может составить 40 тыс. долл. Все это усугубляется выборочной политикой льгот и скидок со стороны руководства ГП "Дельта-Лоцман". Мол, везите грузы, а о скидках - договоримся. Подобная непрозрачная тарифная политика, которая может стать почвой для злоупотреблений, настораживает возможных клиентов. Например, уже полгода не получают скидок те, кто занимается транзитом российского угля, и даже такой не престижный груз может из региона уйти. Да, положение о скидках в свое время удалось утвердить. Но сегодня оно неадекватно экономическим реалиям и позиции нынешнего руководства Минтранса: никаких скидок, только твердые и равные для всех тарифные ставки.

Народный депутат Украины, член комитета ВР по вопросам строительства, транспорта и связи Николай Круглов считает, что нынешняя ставка канального сбора на БДЛК - удавка на шее портов, и нужно найти компромисс, который бы стимулировал лоцманское предприятие обслуживать как можно больше судов.

Сегодня существует серьезная проблема эксплуатации Бугско-Днепровского лиманского канала и с точки зрения общегосударственных интересов. Структура, объявившая себя пользователем канала, который является уникальным гидротехническим сооружением стоимостью сотни миллионов гривен, на свой баланс его так и не взяла (вопреки приказу Минтранса). Нет оценки стоимости канала, и в результате госбюджет может недополучить значительные налоги от его эксплуатации. По некоторым оценкам, рентабельность использования канала ГП "Дельта-Лоцман" составляет 70% (!). Даже если снизить СКС в три раза, рентабельность остается достаточно высокой - более 20%.

"Дельта-Лоцман" выполняет сегодня одновременно четыре функции: управление каналами; регулирование движения судов; лоцманское обеспечение; подготовку и переподготовку лоцманов, что привело к созданию монопольных тарифов на все виды услуг. Поэтому специалисты морской отрасли региона предлагают передать БДЛК и Херсонский морской канал на баланс отдельной компании либо морских торговых портов Николаева и Херсона с задачей их технического содержания, управления и развития. После инвентаризации и реальной оценки стоимости каналов установить экономически целесообразные и эффективные тарифы, которые поставят николаевских портовиков в равные условия с другими портами Причерноморья.

И те 5-6 млн. долл., которые собирает "Дельта-Лоцман" от эксплуатации канала, будут перекрыты десятками миллионов гривен, которые заработают николаевские порты, благодаря привлечению в регион новых стабильных грузопотоков. А это и высокие заработки докеров, и значительные поступления в бюджеты всех уровней.

Но это зависит не только от уровня тарифов. Если они станут привлекательнее и увеличится количество судов, то возникнет проблема готовности их принять: построенные посты регулирования движения судов не сертифицированы, а значит неприспособлены к автоматизированной проводке судов, в том числе и в ночное время.

Кстати, когда работает автоматика, лоцманы практически не нужны - для этого она и внедряется. Нет на БДЛК и буксирной компании. Как нет и законных и независимых подтверждений количества вытащенного из канала ила. Ведь если естественная заносимость канала, которая известна уже не одно десятилетие, составляет, к примеру, 1-1,5 млн. тонн в год, то в отчетах о проделанных углубительных работах никак не может фигурировать 5 млн. тонн. При расчете же ставки канального сбора, по мнению экспертов, нужно учесть, что БДЛК - не Суэцкий канал, он не сокращает путь доставки грузов, а является подходным к устьевым портам, в отношении которых в европейских странах проводится особая щадящая политика.

Неделя в дельте

В Дельте я мечтал побывать давно. Даже самый беглый взгляд на карту юго-западного угла страны возбуждал интерес: разветвленная сеть рукавов могучего Дуная, безлюдные затопляемые острова, множество соленых озер и лиманов, рисовые чеки и т.д. Как живут там люди? Какая природа? - задавал я себе вопросы.

И вот свершилось - в середине июля 2003 года на базе Дунайского заповедника состоялось совещание активистов кампании по спасению гирла Быстрого от посягательств "канализаторов", желающих рыть канал Дунай - Черное море через самое сердце заповедника. Присутствовал там и я.

Но о канале позже. Вначале - впечатления.

Впечатление номер 1. Вилково - оазис в пустыне. После пыльной дороги, проходящей через выжженную солнцем Бессарабию, городок Вилково встречает буйством растительности, прохладой и обилием влаги. Ароматные цветки гибискуса и клематиса, вишни, сливы, абрикос, виноград, бесконечные заросли тростника - все это создает неповторимый антураж эдемского сада.

Впечатление номер 2. Вилково - затерянный мир. Огромные, издалека напоминающие птеродактилей, великаны-пеликаны, пролетающие на рассвете, цапли, деловито снующие промеж лодок чуть ли не в центре города, глухое уханье выпи - все это заставляет поверить, что затерянный мир Конан-Дойля совсем рядом, где-то за очередным изгибом реки. И он действительно там. Дунайский биосферный заповедник - тот самый приют для "изгоев" из животного и растительного мира, которые так и не сумели подстроиться под правила, диктуемые этому миру человеком. Редкие и исчезающие виды, живущие на территории дельты, чем-то напоминают предков современных вилковчан - староверов-липован и беглых казаков - те тоже долго прятались от режима в непроходимых плавнях.

Впечатление номер 3. Вилково - город контрастов. Они в Вилково на каждом шагу: аккуратные дома и опрятные дворики соседствуют с грязными улицами, разбитыми кладками и засыпанными мусором ериками; город живет за счет рыбной ловли, но цены на рыбу на городском рынке выше киевских и одесских; в городе есть централизованный водопровод, но треть населения берет питьевую воду прямо из грязных ериков; есть спрос на отдых в Вилково, но практически полностью отсутствует предложение, ужасные условия в единственной гостинице, неосвещенные улицы, и т.д. У человека, впервые попавшего сюда, невольно возникает вопрос: "Чем же занимаются местные власти?".

Вышеизложенные "впечатления" пришли ко мне уже позже, по возвращении в Киев. Точнее не пришли, а явились синтезом воспоминаний и обдумывания ситуации. Пока же я находился в Вилково, гуляя по городу или проносясь на моторной лодке мимо сплошной тростниковой стены, разглядывая в бинокль колонию бакланов или угощаясь рыбной юшкой по местному рецепту, напряженно думал одну и ту же мысль: как изменятся эти места, если здесь построить канал? Мы видели громадину порта Усть-Дунайск в лучах заходящего солнца, стоя на буграх песчаных отвалов, оставшихся после чисток Прорвы. Неужели та же участь должна постигнуть и Быстрое? Неужели безжизненные отвалы должны прийти на смену живописным плавням, кишащим птицами и рыбой?

С проблемой, вызванной проектированием и строительством этого канала, должного обеспечить судоходные глубины для прохода из Дуная в Черное море и обратно, читатели "Дельты" знакомы хорошо. Поэтому я не стану в очередной раз пересказывать известные аргументы, а вкратце остановлюсь лишь на наиболее ощутимых последствиях строительства канала по варианту Минтранса для вилковчан:

Во-первых, углубление гирла Быстрое повлечет за собой перераспределение стока, от чего еще более обмелеют и без того мелкие ерики в городе;

во-вторых, Быстрое является одним из основных мест рыбной ловли - если его превратят в канал, рыбу там ловить будет нельзя, да и водиться она там, скорее всего, перестанет;

в-третьих, для обслуживания канала и судов необходим будет порт, со всей погрузочно-разгрузочной, ремонтной, таможенной, и др. инфраструктурой, и строить его будут в Вилково, для чего, возможно, придется "пожертвовать" некоторыми жилыми кварталами.

И это еще не все. На местном уровне прямо либо косвенно "аукнутся" и другие последствия, начиная от ухудшения международной репутации страны (что повлечет за собой и экономические санкции) и заканчивая утратой этим краем своей туристической привлекательности. Ведь туристам канал безынтересен, им дикую природу подавай.

Но мне, как и десяткам тысяч людей по всему миру, которые выступили в защиту здешней природы, хочется верить, что прекрасное и разумное все-таки возьмет верх над корыстными интересами небольшой группы людей, готовых принести в жертву "всемогущему доллару" нетронутый уголок в дельте Дуная.

Закончить свой очерк мне хотелось бы еще одним ярким впечатлением, лирическим.

Впечатление номер 4. Вилково - город с будущим. В своей последней вылазке в город, я решил пройтись не по основной автомобильной дороге, а малоизвестной тропой вдоль ериков. Следующим утром нужно было уезжать, и я, прыгая по скользким после дождя кладкам и делая последние снимки, злился на судьбу, которая не позволяет мне оставаться в полюбившихся сердцу местах столько, сколько хочется. В то же время, думал я, многие жители Вилково, особенно молодежь, наверняка, при первой возможности, уедут отсюда в другие города, где и пополнят плотные ряды строителей цивилизации. Диалектика человеческого бытия, выраженная известным афоризмом "там хорошо, где нас нет", не давала мне покоя. Но у одной из калиток повстречались мне две девочки, Даша и Марина, которые искренне заявили мне, что в большой город они переезжать не собираются, даже когда вырастут, а вполне довольны перспективами жизни в родном городе, любят свой родной край и уверены, что смогут найти свое счастье именно здесь. А это значит, что Вилково переживет трудные времена, у него прекрасное будущее, и это будущее будут определять они - Даша, Марина, их друзья и подруги, а не посторонние дяди из Министерства транспорта.

No pasaran!

Владимир Сесин, Киевский эколого-культурный центр

На пользу птицам и охотникам

Как показал опрос охотников и решение райсовета КРООР, идея переноса сроков охоты имеет широкую поддержку. Ниже мы публикуем письмо, которое администрация заповедника рассылала в различные инстанции, и думаем, что оно будет интересно нашим читателям и, прежде всего, охотникам.

Администрация Дунайского биосферного заповедника, проанализировав ситуацию относительно состояния водоплавающих птиц в водно-болотных угодьях Килийской дельты Дуная и на прилегающих к ней территориях на конец июля 2003 года, констатирует следующее.

Традиционно сложившиеся в Украине сроки открытия летне-осенней охоты на водоплавающих птиц - со второй субботы августа - в 2003 году для района Дунайского биосферного заповедника по биологическим и экологическим причинам неприемлемы. Это обусловлено, главным образом, погодно-климатическими и гидрологическими особенностями текущего года.

Исключительно поздняя весна в дунайском дельтовом регионе обусловила значительное смещение сроков гнездования большинства водоплавающих птиц. Так, например, традиционно рано гнездящийся серый гусь приступил к размножению в текущем году почти на месяц позже обычных сроков. Значительно позже приступили к гнездованию и остальные фоновые водоплавающие птицы дельты, такие как кряква, красноголовый нырок и лысуха. В результате к предполагаемому сроку открытия охоты - 9 августа, нелетными окажутся до 25% молодняка некоторых видов уток и лысухи. К этому сроку не закончат линьку маховых крыльев и окажутся нелетными до 20% взрослых лысух, часть уток. Даже летный молодняк указанных видов к 9 августа еще недостаточно окрепнет, что существенно снизит трофейные и эстетические качества охоты.

К тому же, исключительно маловодная весна в дунайской дельте в 2003 году обусловила почти двукратное уменьшение площади гнездопригодных территорий для фоновых водоплавающих птиц региона. Это не могло не сказаться на их численности в гнездовой период. Маловодность года сделала плавневые угодья дельты более доступными для хищных млекопитающих и кабана. В результате успешность гнездования уток также оказалась ниже средней многолетней.

Все перечисленные факторы обусловили более чем двукратное уменьшение, по сравнению со средними показателями последних лет, численности молодняка местных популяций водоплавающих птиц и заметное запаздывание их биологического созревания. Учитывая то обстоятельство, что в первые несколько недель охоты добываются преимущественно местные птицы, открытие охоты 9 августа приведет к заметному подрыву численности и репродуктивных возможностей местных популяций птиц. Это отрицательно скажется на их численности в последующие годы. Под выстрелы чаще обычного будут попадать во многих случаях еще недостаточно окрепшие после линьки взрослые особи, что заметно увеличит отрицательное влияние столь раннего открытия охоты.

Сильное запаздывание весны в текущем году, помимо юга Украины, имело место на значительных территориях Восточной Европы и Северо-Западной Азии. А ведь именно оттуда к нам летят пролетные утки, составляющие основу охотничьей добычи в дельте Дуная уже с начала сентября, и в значительном количестве добывающиеся уже в августе. В результате их численность в регионе к 9 августа также будет заметно ниже средней многолетней, что в свою очередь дополнительно увеличит охотничий пресс на местные популяции водоплавающих птиц со всеми вытекающими отсюда последствиями. Так, по данным обследования угодий переднего края дельты 22 - 25 июля, численность водоплавающих птиц в послегнездовых скоплениях оказалась примерно в 5 раз ниже обычной для этого времени года. Например, в районе важнейшего для охоты Таранова кута кряквы было учтено всего 120 особей против обычных для этого времени года 1-2 тысяч особей, чирка-трескунка - всего 45 против обычных в этот период 500-700 особей.

Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая положительные результаты уже имевшего место в 2001 году переноса охоты в регионе на более поздний срок, администрация Дунайского биосферного заповедника считает необходимым и вполне обоснованным по биологическим и экологическим показателям перенос открытия сезона охоты в Килийском районе на две недели - с 9 на 23 августа 2003 года.

Директор заповедника,

кандидат биологических наук А.Н. Волошкевич

Ведущий научный сотрудник заповедника,

кандидат биологических наук М.Е. Жмуд

Браконьеров будут наказывать жестче

Президент Леонид Кучма подписал принятый Верховной Радой закон о внесении изменений в ряд законодательных актов по вопросам охотничьего хозяйства и охоты, охраны, использования и воспроизводство животного мира.

Этот закон был принят парламентом 11 июля текущего года. Действие закона об охране окружающей среды распространяется на континентальный шельф и исключительную морскую экономическую зону Украины.

Актом устанавливается, что расходы на мероприятия по охране и восстановлению популяции предназначенных для охоты животных, по улучшению среды обитания животных, а также полная стоимость работ по последнему охотничьему упорядочению в случае досрочного прекращения права пользования охотничьими угодьями не по инициативе или вине их пользователя, будут возмещаться.

Как сообщает Обозреватель, закон вносит изменения в Кодекс об административных правонарушениях, согласно которым, при незначительности правонарушения нельзя конфисковать средства совершения правонарушения, являющиеся личной собственностью правонарушителя.

Кроме того, закон устанавливает ответственность за нарушения правил рыбалки. Расширяется перечень видов нарушений, за которые предусмотрена ответственность. Увеличены также максимальные размеры штрафов за нарушения законов по охоте и рыбной ловле. Закон вводит ответственность за уничтожение животных и растений, виды которых занесены в Красную книгу Украины. До 30 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан увеличены размеры штрафов за нарушения, предусмотренные в статье 90 Кодекса об административных правонарушениях.

ІСТОРИЧНІ ФРЕСКИ

Повертаючись до теми "Запорожець за Дунаєм"


НЕ ВМИРАЄ ДУША НАША

(Закінчення. Початок в № 57)

Основне заняття за теплої весняної та літньої днини - рибальство. Тут на Дунаї не треба розподіляти риболовні місця між куренями, як робилося це на Дніпрі. Дельта, численні заплави, озера, єрики на очах збухали рибою, ловили її кормаками - переметами, неводами - мотулами, везли на човнах на торг у Галац, Браїлів білугу, осетра, золотавого ляща. Не довелося наново вчитися козакам на Дунаї й полюванню. Тільки й відміни, що дичини тут було більше, аніж у дніпрових заростях. На версту тягнулися шнуром по небу дикі гуси й качки. Тремтінням очерету у плавнях прокреслювалися шляхи оленів, кабанів, кіз. Як занотує згодом дослідник Задунайської Січі Федір Вовк, "майже в кожному шинку у Верхньому і Нижньому Дунавцях можна бачити цілі купи шкурок нирків, лебедів, баб, лисячих і вовчих шкір".

Мирна праця переривалася, як це й було обумовлено угодою з турками, участю запорожців у військових походах. Наставав найбільший іспит для козаків. Ні, не збройний. У тих походах запорожці й не ждали слави, бо треба було виступати проти єдиновірців - вільнолюбних сербів, греків, які підняли повстання за незалежність у 1821 році, проти замуштрованих російських рекрутів, з якими козаки навіть домовлялися, що будуть стріляти холостими зарядами. Міг стерпіти козак спеку й спрагу, холоднечу й голод, не зміг лише знести душевного розпачу, моральної муки, про що й жалівся у пісні:

"Ой, наробили славні запорожці

Та великого жалю

Що не знали, кому поклониться,

Та котрому царю...

Ой, поклонилися турецькому,

Під ним добре жити,

А за все добре, за одне недобре,

Що брат на брата бити".

Через роки, коли визрів конфлікт між Росією і Туреччиною, що у 1828 році спалахнув війною, у козаків з'явилася можливість вийти на російськи кордони. Далеко не всі задунайці змогли цим скористатися. Дві тисячі козаків, на вимогу султана, були відправлені під Сілістрію, до турецького військового табору. А 500 козаків на чолі з кошовим Йосипом Гладким, забравши з собою святині Січі - церковний олтар, козацькі грамоти, на човнах, вискочивши через Георгіївське гирло в море, ввійшли в Кілійський рукав і допливли до Ізмаїла. З них був сформований п'ятисотенний козацький полк під командою Гладкого.

Розлючені турки змели Задунайську Січ: по-звірячому вирізали тисячу козаків. Спалили дощенту Верхній Дунавець. Справді, як написав Володимир Короленко, ми стоїмо зараз на "попелищі Задунайської Січі...".

І ось я рушаю від церкви широкою січовою вулицею і чую голоси куренів Калинболотського, Джирліївського, Рикліївського, Крилівського, Батуринського та інших козацьких осідок. Чую, але не бачу... Поруйнували колишнє курінне містечко не тільки турецькі яничари, вже й наші часи залишили незгірші знаки. Перекосилися, вросли у землю хатки під очеретяними стріхами. Нема кому підняти похилені тини, молодь подалась у світи шукати роботи. У селі доживає віку на мізерні пенсії півсотні лагідних бабусь та дідів. Знайома і нам сільська картина...

Плавнева петля із старовинної карти осушена за часів Чаушеску. Що там вирощується, не розгледів - далеченько, аж під горизонт. Русло Дунавця спрямлене каналом, бульдозер підрив ще більше крутий правий берег - і все навкруг заросло кугою та комишом. Але ж на плані якірцем позначена пристань, значить, плавали по Дунавцю козацькі суденця під парусом і на веслах.

Здавалося б, час добре попрацював, аби стерти сліди нашої слави. Та ні... Козацький табір, з трьох сторін захищав крутобокий Дунавець, а з півночі, з боку степу запорожці насипали такої висоти вал, що він і досі має свій, хай і згладжений колесами й подошвами, гребінь. Понизу валу виділяється темно-зеленою смугою широкий рів, розрівняний дотепер під соняшники та картоплі.

Слава Богу, Задунайська Січ за два століття не піддавалася повному забуттю. Інтерес до життя наших козацьких побратимів у Добруджі посилювався у кінці кожного століття. Невтомний етнограф Федір Вовк з Х1Х століття зберіг для нас у своїх описах та малюнках не лише документальні свідчення й спогади останніх задунайців, але й передав атмосферу й колорит січового життя, гомін козацької ради на Покрову і навіть веселощі шинка, що стояв окремішно, на вході у вулицю.

У кінці минулого століття вдруге відкрила Задунайську Січ науковець Інституту дельти Дунаю, що в Тульчі, тендітна жінка Джаніка Яковичі, яка, вивчаючи етнічний склад дельти Дунаю, вийшла на Січ у Верхньому Дунавці й опублікувала свою розвідку з фотографіями у науковому журналі. Кілька років тому у Верхньому Дунавці, в інших українських селах побував доцент кафедри археології та етнології Одеського національного університету В'ячеслав Кушнір, свої польові дослідження він вивершив цікавою книжкою "Українці за Дунаєм". Магніт часу спрямував і мій журналістський компас на Дунайську Січ.

Нічого випадкового не буває. У ці часи знайшлися ентузіасти, які втілили пам'ять про запорожців за Дунаєм не тільки словом, а й знаковим монументом, очоленим тризубом, і жовто-блакитним круговим щитом, а на ньому із трьох боків повтореним написом:

"1775 - 1828. Задунайська Січ. Місце перебування запорізьких козаків".

Щоб читалось з усіх доріг. Творці монумента - це найперше радник Міністерства культури і культів Румунії Ярослава Колотило і голова Тульчинської філії Союзу українців Румунії Марія Карабін. На монументі українською мовою вибито напис: "Українці Добруджі - Румунія вшановують цим монументом пам'ять славних козаків з України, які наприкінці ХУШ сторіччя поселилися в гирлі р. Дунай та заснували в 1813 році у Верхньому Дунавці оборонне укріплення - Задунайську Січ і утримували його до 1828 року". А румунською мовою підтверджено, що пам'ятник споруджено з ініціативи крайової організації (м.Тульча) та при підтримці Союзу українців Румунії (м. Бухарест) і дата відкриття: 6 травня 1997 року.

Це свідчення, зафіксоване у камені й слові. А от при зустрічі на сільській вулиці з українцями Ганною і Георгиєм Севастянами, матір'ю і сином, які на ослику Лимоні їхали за висівками на другий край села, Георгій пригадує, що хлопчаком він із однолітками ще купався в ковбані під старим мостом через Дунавець - гарний, надійний був міст покладений козаками, - з мореного дуба, справді на віки.

На січовому валу зустріли ми подружжя Краканів - Василя та Марію, які "кравчучкою" везли додому воду з криниці. Воду, на жаль, засолонілу після меліоративних втручань у природу. 82-річний Кракан Василь вільною українською мовою передав перекази з дитячих літ, від батьків і дідів, як сюди, в Дунайські плавні, тікали від кріпосництва, тяжкої солдатської служби наші люди - і як вони зберегли рідну мову ( хоча скажу в дужках, що читати українською мовою, на жаль, він не може, зате, як дитя, зрадів записам на касеті пісень на слова Михайла Ткача).

Не вмирає душа наша... Так вочевидь побачив я Задунайську Січ, увійшов у її життя. По крихті зібрав відомості й спогади і передаю їх читачеві. А, насамперед, усім тим козацьким осередкам, яких так багато на Україні, і які можуть прокласти маршрути до своїх побратимів - за Дунай.

Немає нічого солодшого на світі, як досягнення мети, до якої йшов роками.

Володимир СТАДНИЧЕНКО

Київ - Ізмаїл - Тульча - Верхній Дунавець - Задунайська Січ.

Экологические новости

Началась очистка территории Одесского региона от ядохимикатов



До конца этого года в Одесской области все брошенные ядохимикаты должны быть собраны в надежные контейнеры. Об этом сообщил начальник управления экологии Одесской облгосадминистрации Петр Чабаненко.

По его словам, такое решение было принято областными властями совместно с руководством районов, имеющих проблему "бесхозных" ядохимикатов. Чиновник отметил, что практически все районы Одесского региона имеют подобное "наследие" от периода начала приватизации. Особо он выделил Измаильский, Фрунзовский, Николаевский и Овидиопольский районы области. Сбор ядохимикатов начался с Ширяевского района.

П. Чабаненко также добавил, что решение проблемы брошенных ядохимикатов особенно актуально, поскольку жители области бесконтрольно используют эти вещества в качестве удобрений, что может привести к непредсказуемым последствиям. Кроме того, происходит инфильтрация ядов в почву, заражение воздуха и т.д. "Для решения этого вопроса я буду принимать самые жесткие меры, какие только позволяют полномочия государственного инспектора", - заявил он.

КОНТЕКСТ-ПРИЧЕРНОМОРЬЕ

КАЛГАН

Дорогие читатели! Сегодня мы немного отойдем от темы нашей рубрики о комнатных растениях. Мы рады, что Вы читаете её, задаёте вопросы. И с удовольствием отвечаем на вопрос Н.И. Недялкова из города Килии: "Что за растение калган, где его можно найти и как его использовать для лечения?"

Калган - одно из народных названий популярного лекарственного растения. Ещё в народе он называется дубровник и узик. Это растение принадлежит к роду лапчаток, семейству розоцветных. У нас калган не растёт, и искать его бесполезно.

Лапчатка прямостоячая (Potentilla erecta) - таково ботаническое название калгана. Это многолетнее травянистое растение с прямыми стеблями и толстым горизонтальным корневищем. Цветки похожи на ярко-жёлтые звёздочки. Вы хорошо сможете представить себе, как выглядит калган, если вспомните очень близкого его родственника, обычное у нас растение лапчатку жёлтую. Её часто называют "гусиные лапки" из-за формы листочков. Цветы её некрупные, жёлтые и состоят из четырёх лепестков. Наша лапчатка жёлтая - стелющееся растение. Если Вы мысленно наделите её прямостоячим стеблем, то потом легко узнаете калган, если когда-нибудь окажетесь в большом лесу где-нибудь под Киевом, в болотистых лесах Полесья и других северных районов Украины, где он растёт.

Лечебные свойства были обнаружены ещё в старину. С давних времён настойку калгана применяли как вяжущее, противовоспалительное, желчегонное и кровоостанавливающее средство, при кишечных и маточных кровотечениях, при кровоточивости дёсен, заболеваниях печени и жёлчного пузыря, двенадцатиперстной кишки, энтероколите и кожных болезнях.

Октябрь - лучшее время для копки корня лапчатки прямостоячей. Выкопанные корни калгана необходимо промыть холодной водой и очистить от придаточных корешков. Всю почерневшую часть надо срезать до коричневой или тёмно- красной.

Подвялить в нежаркой духовке или на батарее отопления в течение 2-3 дней, после этого нарезать на кружочки и досушить. Такая технология позволяет сохранять до 90 % полезных и живых веществ, содержащихся в калгане. Ценность корней заключается в том, что они содержат дубильные вещества, крахмал, фенольные соединения, танины, камедь, флавоноиды и эфирные масла.

При старческой слабости дёсен кладут под язык кусочек сушёного корня и сосут как леденец по 10-15 минут днём и перед сном, после чистки зубов.

Водный отвар - 1 столовая ложка высушенных корней, томленная 20 минут на водяной бане, применяется для орошения полости рта при болезнях дёсен. Для приёма внутрь - по 1 столовой ложке 2 раза в день за полчаса до еды при спазмах и коликах в животе.

При гастрите и холецистите применяют водный настой калгана в смеси с тысячелистником, болотной мятой и календулой по столовой ложке незадолго до каждого приёма пищи. По народным наблюдениям, настой калгана на водке является замечательным желчегонным средством, а также болеутоляющим при холецистите, энтероколите и дисбактериозе.

Для приготовления берут 5 частей хорошей водки или 70%-го спирта, 1 часть высушенных корней калгана. Настаивают в бутылке из тёмного стекла 14 дней, каждый день встряхивая и кувыркая бутылку. Пьют 50 граммов этой настойки, разведённой с водой раз в день перед сном. Эта же настойка успешно лечит слабость в ногах и бронхит. Кроме того, её можно пить и так, для профилактики. Водку, настоянную на калгане не отличить от коньяка.

В Интернете мы откопали рецепт для лечения язвенной болезни желудка с применением калгана. Вот он: 450 граммов водки, 1 ст. ложка корней калгана, 1 ст. ложка корней чабреца, 1 бутон гвоздики, 1 чайная ложка лесной мяты, 0,3 горошинки душистого перца, 1 ст. ложка жидкого мёда. Всё это смешать, закрыть, взболтать, 14 дней настаивать, регулярно взбалтывая, в тёмном месте, потом процедить в другую ёмкость и пить 1 раз в день по ст. ложке перед обедом. Там написано, что этот чудесный по вкусу напиток с запахом дымка и привкусом золотой осени повышает аппетит, полностью нормализует работу желудочно-кишечного тракта, придаёт бодрость и улучшает аппетит. Отвар корней применяют наружно при кровоточащих гнойных ранах и ожогах и некоторых других кожных проблемах.

Алена Волошкевич